Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Обухова Ольга

Блок игр по развитию ориентировки на плоскости

Старшая группа

Цель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.

  1. Платочек

Задача: учить детей раскладывать геометрические фигуры по словесным указаниям педагога. Активизация слов «справа», «слева», «вверху», «внизу».

Материал: два белых листа(один для педагога, второй для ребенка), 5 геометрических фигур разного цвета, перегородка.

Описание: Педагог садится рядом с ребенком, кладет перед ребенком и перед собой по листу белой бумаги. Педагог предлагает ребенку сделать подарок для его бабушки/мамы/сестры, а именно красивый «платочек». Педагог говорит ребенку, что знает, как можно красиво разместить фигуры на листе и предлагает ребенку повторить за ним. Воспитатель говорит ребенку куда помещает фигуру, после чего ребенок выполняет действие. В завершении упражнения, педагог убирает перегородку и совместно с ребенком вновь повторяет расположение всех фигур, исправляет ошибки.

 

  1. Узоры

Задача: упражнять детей в воспроизведении узора из геометрических фигур.

Материал: карточки с узором из геометрических фигур, чистые листы бумаги, геометрические фигуры.

Описание: В гости к детям приходит зайчик и рассказывает, что вчера, он сделал много красивых картинок из фигур, чтобы подарить их всем своим друзьям, но когда он проснулся утром, то обнаружил, что забыл закрыть окно, и все картинки сдуло ветром. Зайчик долго искал в своем домике картинки, но, к сожалению, практически все сдуло ветром, лишь одну он смог отыскать. Зайчик просит  детей помочь ему и сделать новые точно такие же картинки, чтобы он мог подарить её каждому из своих друзей. Детям раздаются фигурки (необходимые для аппликации и несколько лишних), белые листы и клей. Образец вывешивается на доску перед детьми.

  1. Пейзаж

Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости. Активизировать употребление слов «вверху», «внизу», «право», «лево».

Материал:  На одного ребенка (лист голубого цвета, облако, желтый круг, цветочек, зеленый прямоугольник).

Описание: Педагог предлагает детям сделать красивую картинку. Дети получают голубые листы и материал для аппликации.

- Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры, сегодня мы с помощью них сделаем аппликацию.

Дети кладут перед собой листы голубого цвета.

- Маша, что это такое зеленого цвета? (Прямоугольник) – Правильно, а что имеет такой же цвет? Вот я знаю, что бывают зеленые листочки на деревьях, а что еще? (трава)

- Ребята, давайте посмотрим на наш лист и решим, куда же мы приклеим этот зеленый прямоугольник? (вниз)

- Молодцы, теперь на нашей картинке появилась зеленая травка. Миша, а какая фигура у тебя желтого цвета? (круг) – Правильно, а куда мы сможем поместить этот желтый круг? (наверх)

- Правильно, и это будет яркое солнышко!

Дальше дети приклеивают облачко (вверху и влево), а потом цветочек (вниз у и вправо).

  1. Матрешки

Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости, повторение геометрических фигур, активизировать употребление их названий.

Материал: карточка с геометрическими фигурами и маленькие матрешки.

Описание: Педагог рассказывает ребенку, что матрешки хотят поиграть, а для этого им нужно каждой занять свои места на игровом поле. Ребенок получает карточку с геометрическими фигурами и взрослый начинает по очереди доставать матрешку и говорить, где она должна стоять. Красная матрешка будет стоять на круге, который находится вверху, синяя матрешка будет стоять в треугольнике, который располагается справа от зеленого квадрата и т.д.

  1. Перемещение

Задача: учить детей анализировать схему на плоскости и соотношение предметов в пространстве.

Материал: карточка с 6 ячейками и 6 фигур разного цвета.

Описание: педагог  раскладывает перед ребенком все фигуры в ячейки, вместе с ребенком проговаривается название фигуры, её цвет и местоположение, после чего ребенок самостоятельно вновь повторяет все фигуры и называет их положение. После чего педагог предлагает ребенку поиграть в игру. Ребенок закрывает глаза, после чего педагог убирает одну фигуру. Открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которой не стало. Игра повторяется несколько раз, после чего правила меняются: теперь педагог, после того, как ребенок закрывает глаза, меняет фигуры местами, ребенок должен вернуть фигуры на свое место.

  1. Соседи

Задача: совершенствовать знания детей о пространственном положении фигур на плоскости.

Материал: карточка с геометрическими фигурами, находящимися в хаотичном порядке.

Описание: Вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги, затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.

  1. Ёлочка

Задача: упражнять детей находить предметы на плоскости, согласно словесному указанию.

Материал: Елочки с белыми игрушками.

Описание: Педагог раздает детям листочки с ёлочками, на которых висят белые игрушки. Педагог предлагает детям украсить елочку, чтобы она стала еще красивее. Дети действуют по указанию педагога. В завершении задания, педагог показывает свою ёлочку и дети сравнивают её со своими. Совместно с педагогом дети повторяют стороны и исправляют свои ошибки, если таковы имеются.

  1. Гусеница

Задача: учить детей находить нужный элемент, согласно словесным указаниям.

Материал: изображение дерева с листочками, на которое ползет гусеница и божья коровка.

Описание: Педагог раздает детям листы с изображением и говорит, что мы будем «ползать» вместе с насекомыми. Педагог раздает детям цветные карандаши, после чего начинает говорить, как движется гусеница:

Гусеница поднималась по дереву

и на развилках ползла:

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО.

Раскрась зеленым лист, на

который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела

на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Раскрась красным лист, на

который она приползла.

9. Корабли.

Задача: Упражнять детей в назывании направлений  перемещения предмета на плоскости.

Материал: Лист бумаги, на котором изображен корабль и высокие осень опасные волны. На противоположной стороне выход из шторма обозначен красной полосой.

Описание: Ребенку дается заранее приготовленный лист. Педагог объясняет ему, что корабль попал в штор и необходимо помочь капитану, нужно правильно выстроить маршрут, чтобы не попасть под волны. Ребенок сам прочерчивает маршрут карандашом, обходя стороной все волны, при этом комментируя свои действия.

  1. Лабиринт

Задача: упражнять детей искать нужное направление, для достижения определенного результата.

Материал: Изображение лабиринта, карандаши.

Описание:  Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_orientirovki_na_ploskosti.docx109.4 КБ

Предварительный просмотр:

Блок игр по развитию ориентировки на плоскости.

Старшая группа

Цель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.

  1. Платочек.

Задача: учить детей раскладывать геометрические фигуры по словесным указаниям педагога. Активизация слов «справа», «слева», «вверху», «внизу».

Материал: два белых листа(один для педагога, второй для ребенка), 5 геометрических фигур разного цвета, перегородка.

Описание: Педагог садится рядом с ребенком, кладет перед ребенком и перед собой по листу белой бумаги. Педагог предлагает ребенку сделать подарок для его бабушки/мамы/сестры, а именно красивый «платочек». Педагог говорит ребенку, что знает, как можно красиво разместить фигуры на листе и предлагает ребенку повторить за ним. Воспитатель говорит ребенку куда помещает фигуру, после чего ребенок выполняет действие. В завершении упражнения, педагог убирает перегородку и совместно с ребенком вновь повторяет расположение всех фигур, исправляет ошибки.

  1. Узоры.Безымянный.png

Задача: упражнять детей в воспроизведении узора из геометрических фигур.

Материал: карточки с узором из геометрических фигур, чистые листы бумаги, геометрические фигуры.

Описание: В гости к детям приходит зайчик и рассказывает, что вчера, он сделал много красивых картинок из фигур, чтобы подарить их всем своим друзьям, но когда он проснулся утром, то обнаружил, что забыл закрыть окно, и все картинки сдуло ветром. Зайчик долго искал в своем домике картинки, но, к сожалению, практически все сдуло ветром, лишь одну он смог отыскать. Зайчик просит  детей помочь ему и сделать новые точно такие же картинки, чтобы он мог подарить её каждому из своих друзей. Детям раздаются фигурки (необходимые для аппликации и несколько лишних), белые листы и клей. Образец вывешивается на доску перед детьми.

  1. Пейзаж

Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости. Активизировать употребление слов «вверху», «внизу», «право», «лево».

Материал:  На одного ребенка (лист голубого цвета, облако, желтый круг, цветочек, зеленый прямоугольник). Безымянный.png

Описание: Педагог предлагает детям сделать красивую картинку. Дети получают голубые листы и материал для аппликации.

- Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры, сегодня мы с помощью них сделаем аппликацию.

Дети кладут перед собой листы голубого цвета.

- Маша, что это такое зеленого цвета? (Прямоугольник) – Правильно, а что имеет такой же цвет? Вот я знаю, что бывают зеленые листочки на деревьях, а что еще? (трава)

- Ребята, давайте посмотрим на наш лист и решим, куда же мы приклеим этот зеленый прямоугольник? (вниз)

- Молодцы, теперь на нашей картинке появилась зеленая травка. Миша, а какая фигура у тебя желтого цвета? (круг) – Правильно, а куда мы сможем поместить этот желтый круг? (наверх)

- Правильно, и это будет яркое солнышко!

Дальше дети приклеивают облачко (вверху и влево), а потом цветочек (вниз у и вправо).

  1. Матрешки.

Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости, повторение геометрических фигур, активизировать употребление их названий.

Материал: карточка с геометрическими фигурами и маленькие матрешки. Безымянный.png

Описание: Педагог рассказывает ребенку, что матрешки хотят поиграть, а для этого им нужно каждой занять свои места на игровом поле. Ребенок получает карточку с геометрическими фигурами и взрослый начинает по очереди доставать матрешку и говорить, где она должна стоять. Красная матрешка будет стоять на круге, который находится вверху, синяя матрешка будет стоять в треугольнике, который располагается справа от зеленого квадрата и т.д.

  1. Перемещение.

Задача: учить детей анализировать схему на плоскости и соотношение предметов в пространстве. Безымянный.png

Материал: карточка с 6 ячейками и 6 фигур разного цвета.

Описание: педагог  раскладывает перед ребенком все фигуры в ячейки, вместе с ребенком проговаривается название фигуры, её цвет и местоположение, после чего ребенок самостоятельно вновь повторяет все фигуры и называет их положение. После чего педагог предлагает ребенку поиграть в игру. Ребенок закрывает глаза, после чего педагог убирает одну фигуру. Открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которой не стало. Игра повторяется несколько раз, после чего правила меняются: теперь педагог, после того, как ребенок закрывает глаза, меняет фигуры местами, ребенок должен вернуть фигуры на свое место.

  1. Соседи

Задача: совершенствовать знания детей о пространственном положении фигур на плоскости.

Материал: карточка с геометрическими фигурами, находящимися в хаотичном порядке.

Описание: Вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги, затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.

  1. Ёлочка

Задача: упражнять детей находить предметы на плоскости, согласно словесному указанию.

Материал: Елочки с белыми игрушками.

Описание: Педагог раздает детям листочки с ёлочками, на которых висят белые игрушки. Педагог предлагает детям украсить елочку, чтобы она стала еще красивее. Дети действуют по указанию педагога. В завершении задания, педагог показывает свою ёлочку и дети сравнивают её со своими. Совместно с педагогом дети повторяют стороны и исправляют свои ошибки, если таковы имеются.

  1. Гусеница.

Задача: учить детей находить нужный элемент, согласно словесным указаниям.

Материал: изображение дерева с листочками, на которое ползет гусеница и божья коровка.

Описание: Педагог раздает детям листы с изображением и говорит, что мы будем «ползать» вместе с насекомыми. Педагог раздает детям цветные карандаши, после чего начинает говорить, как движется гусеница:

Гусеница поднималась по дереву

и на развилках ползла:

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО.

Раскрась зеленым лист, на

который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела

на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Раскрась красным лист, на

который она приползла.

  1. Корабли.

Задача: Упражнять детей в назывании направлений  перемещения предмета на плоскости.

Материал: Лист бумаги, на котором изображен корабль и высокие осень опасные волны. На противоположной стороне выход из шторма обозначен красной полосой. Безымянный.png

Описание: Ребенку дается заранее приготовленный лист. Педагог объясняет ему, что корабль попал в штор и необходимо помочь капитану, нужно правильно выстроить маршрут, чтобы не попасть под волны. Ребенок сам прочерчивает маршрут карандашом, обходя стороной все волны, при этом комментируя свои действия.

  1. Лабиринт.

Задача: упражнять детей искать нужное направление, для достижения определенного результата. 

Материал: Изображение лабиринта, карандаши. 

Описание:  Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс для воспитателей "Использование дидактических игр и упражнений в работе по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: актуализировать и расширить представления педагогов о планировании работы по развитию у старших дошкольников навыков ориентировки в пространстве, в практической деятельности попытаться составить...

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в  пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...

«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».

Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространс...