Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)
Блок игр по развитию ориентировки на плоскости
Старшая группа
Цель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.
- Платочек
Задача: учить детей раскладывать геометрические фигуры по словесным указаниям педагога. Активизация слов «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Материал: два белых листа(один для педагога, второй для ребенка), 5 геометрических фигур разного цвета, перегородка.
Описание: Педагог садится рядом с ребенком, кладет перед ребенком и перед собой по листу белой бумаги. Педагог предлагает ребенку сделать подарок для его бабушки/мамы/сестры, а именно красивый «платочек». Педагог говорит ребенку, что знает, как можно красиво разместить фигуры на листе и предлагает ребенку повторить за ним. Воспитатель говорит ребенку куда помещает фигуру, после чего ребенок выполняет действие. В завершении упражнения, педагог убирает перегородку и совместно с ребенком вновь повторяет расположение всех фигур, исправляет ошибки.
- Узоры
Задача: упражнять детей в воспроизведении узора из геометрических фигур.
Материал: карточки с узором из геометрических фигур, чистые листы бумаги, геометрические фигуры.
Описание: В гости к детям приходит зайчик и рассказывает, что вчера, он сделал много красивых картинок из фигур, чтобы подарить их всем своим друзьям, но когда он проснулся утром, то обнаружил, что забыл закрыть окно, и все картинки сдуло ветром. Зайчик долго искал в своем домике картинки, но, к сожалению, практически все сдуло ветром, лишь одну он смог отыскать. Зайчик просит детей помочь ему и сделать новые точно такие же картинки, чтобы он мог подарить её каждому из своих друзей. Детям раздаются фигурки (необходимые для аппликации и несколько лишних), белые листы и клей. Образец вывешивается на доску перед детьми.
- Пейзаж
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости. Активизировать употребление слов «вверху», «внизу», «право», «лево».
Материал: На одного ребенка (лист голубого цвета, облако, желтый круг, цветочек, зеленый прямоугольник).
Описание: Педагог предлагает детям сделать красивую картинку. Дети получают голубые листы и материал для аппликации.
- Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры, сегодня мы с помощью них сделаем аппликацию.
Дети кладут перед собой листы голубого цвета.
- Маша, что это такое зеленого цвета? (Прямоугольник) – Правильно, а что имеет такой же цвет? Вот я знаю, что бывают зеленые листочки на деревьях, а что еще? (трава)
- Ребята, давайте посмотрим на наш лист и решим, куда же мы приклеим этот зеленый прямоугольник? (вниз)
- Молодцы, теперь на нашей картинке появилась зеленая травка. Миша, а какая фигура у тебя желтого цвета? (круг) – Правильно, а куда мы сможем поместить этот желтый круг? (наверх)
- Правильно, и это будет яркое солнышко!
Дальше дети приклеивают облачко (вверху и влево), а потом цветочек (вниз у и вправо).
- Матрешки
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости, повторение геометрических фигур, активизировать употребление их названий.
Материал: карточка с геометрическими фигурами и маленькие матрешки.
Описание: Педагог рассказывает ребенку, что матрешки хотят поиграть, а для этого им нужно каждой занять свои места на игровом поле. Ребенок получает карточку с геометрическими фигурами и взрослый начинает по очереди доставать матрешку и говорить, где она должна стоять. Красная матрешка будет стоять на круге, который находится вверху, синяя матрешка будет стоять в треугольнике, который располагается справа от зеленого квадрата и т.д.
- Перемещение
Задача: учить детей анализировать схему на плоскости и соотношение предметов в пространстве.
Материал: карточка с 6 ячейками и 6 фигур разного цвета.
Описание: педагог раскладывает перед ребенком все фигуры в ячейки, вместе с ребенком проговаривается название фигуры, её цвет и местоположение, после чего ребенок самостоятельно вновь повторяет все фигуры и называет их положение. После чего педагог предлагает ребенку поиграть в игру. Ребенок закрывает глаза, после чего педагог убирает одну фигуру. Открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которой не стало. Игра повторяется несколько раз, после чего правила меняются: теперь педагог, после того, как ребенок закрывает глаза, меняет фигуры местами, ребенок должен вернуть фигуры на свое место.
- Соседи
Задача: совершенствовать знания детей о пространственном положении фигур на плоскости.
Материал: карточка с геометрическими фигурами, находящимися в хаотичном порядке.
Описание: Вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги, затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.
- Ёлочка
Задача: упражнять детей находить предметы на плоскости, согласно словесному указанию.
Материал: Елочки с белыми игрушками.
Описание: Педагог раздает детям листочки с ёлочками, на которых висят белые игрушки. Педагог предлагает детям украсить елочку, чтобы она стала еще красивее. Дети действуют по указанию педагога. В завершении задания, педагог показывает свою ёлочку и дети сравнивают её со своими. Совместно с педагогом дети повторяют стороны и исправляют свои ошибки, если таковы имеются.
- Гусеница
Задача: учить детей находить нужный элемент, согласно словесным указаниям.
Материал: изображение дерева с листочками, на которое ползет гусеница и божья коровка.
Описание: Педагог раздает детям листы с изображением и говорит, что мы будем «ползать» вместе с насекомыми. Педагог раздает детям цветные карандаши, после чего начинает говорить, как движется гусеница:
Гусеница поднималась по дереву
и на развилках ползла:
ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО.
Раскрась зеленым лист, на
который приползла гусеница.
Божья коровка посмотрела
на гусеницу и поползла так:
ВЛЕВО
ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО
Раскрась красным лист, на
который она приползла.
9. Корабли.
Задача: Упражнять детей в назывании направлений перемещения предмета на плоскости.
Материал: Лист бумаги, на котором изображен корабль и высокие осень опасные волны. На противоположной стороне выход из шторма обозначен красной полосой.
Описание: Ребенку дается заранее приготовленный лист. Педагог объясняет ему, что корабль попал в штор и необходимо помочь капитану, нужно правильно выстроить маршрут, чтобы не попасть под волны. Ребенок сам прочерчивает маршрут карандашом, обходя стороной все волны, при этом комментируя свои действия.
- Лабиринт
Задача: упражнять детей искать нужное направление, для достижения определенного результата.
Материал: Изображение лабиринта, карандаши.
Описание: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_orientirovki_na_ploskosti.docx | 109.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок игр по развитию ориентировки на плоскости.
Старшая группа
Цель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.
- Платочек.
Задача: учить детей раскладывать геометрические фигуры по словесным указаниям педагога. Активизация слов «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Материал: два белых листа(один для педагога, второй для ребенка), 5 геометрических фигур разного цвета, перегородка.
Описание: Педагог садится рядом с ребенком, кладет перед ребенком и перед собой по листу белой бумаги. Педагог предлагает ребенку сделать подарок для его бабушки/мамы/сестры, а именно красивый «платочек». Педагог говорит ребенку, что знает, как можно красиво разместить фигуры на листе и предлагает ребенку повторить за ним. Воспитатель говорит ребенку куда помещает фигуру, после чего ребенок выполняет действие. В завершении упражнения, педагог убирает перегородку и совместно с ребенком вновь повторяет расположение всех фигур, исправляет ошибки.
- Узоры.
Задача: упражнять детей в воспроизведении узора из геометрических фигур.
Материал: карточки с узором из геометрических фигур, чистые листы бумаги, геометрические фигуры.
Описание: В гости к детям приходит зайчик и рассказывает, что вчера, он сделал много красивых картинок из фигур, чтобы подарить их всем своим друзьям, но когда он проснулся утром, то обнаружил, что забыл закрыть окно, и все картинки сдуло ветром. Зайчик долго искал в своем домике картинки, но, к сожалению, практически все сдуло ветром, лишь одну он смог отыскать. Зайчик просит детей помочь ему и сделать новые точно такие же картинки, чтобы он мог подарить её каждому из своих друзей. Детям раздаются фигурки (необходимые для аппликации и несколько лишних), белые листы и клей. Образец вывешивается на доску перед детьми.
- Пейзаж
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости. Активизировать употребление слов «вверху», «внизу», «право», «лево».
Материал: На одного ребенка (лист голубого цвета, облако, желтый круг, цветочек, зеленый прямоугольник).
Описание: Педагог предлагает детям сделать красивую картинку. Дети получают голубые листы и материал для аппликации.
- Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры, сегодня мы с помощью них сделаем аппликацию.
Дети кладут перед собой листы голубого цвета.
- Маша, что это такое зеленого цвета? (Прямоугольник) – Правильно, а что имеет такой же цвет? Вот я знаю, что бывают зеленые листочки на деревьях, а что еще? (трава)
- Ребята, давайте посмотрим на наш лист и решим, куда же мы приклеим этот зеленый прямоугольник? (вниз)
- Молодцы, теперь на нашей картинке появилась зеленая травка. Миша, а какая фигура у тебя желтого цвета? (круг) – Правильно, а куда мы сможем поместить этот желтый круг? (наверх)
- Правильно, и это будет яркое солнышко!
Дальше дети приклеивают облачко (вверху и влево), а потом цветочек (вниз у и вправо).
- Матрешки.
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости, повторение геометрических фигур, активизировать употребление их названий.
Материал: карточка с геометрическими фигурами и маленькие матрешки.
Описание: Педагог рассказывает ребенку, что матрешки хотят поиграть, а для этого им нужно каждой занять свои места на игровом поле. Ребенок получает карточку с геометрическими фигурами и взрослый начинает по очереди доставать матрешку и говорить, где она должна стоять. Красная матрешка будет стоять на круге, который находится вверху, синяя матрешка будет стоять в треугольнике, который располагается справа от зеленого квадрата и т.д.
- Перемещение.
Задача: учить детей анализировать схему на плоскости и соотношение предметов в пространстве.
Материал: карточка с 6 ячейками и 6 фигур разного цвета.
Описание: педагог раскладывает перед ребенком все фигуры в ячейки, вместе с ребенком проговаривается название фигуры, её цвет и местоположение, после чего ребенок самостоятельно вновь повторяет все фигуры и называет их положение. После чего педагог предлагает ребенку поиграть в игру. Ребенок закрывает глаза, после чего педагог убирает одну фигуру. Открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которой не стало. Игра повторяется несколько раз, после чего правила меняются: теперь педагог, после того, как ребенок закрывает глаза, меняет фигуры местами, ребенок должен вернуть фигуры на свое место.
- Соседи
Задача: совершенствовать знания детей о пространственном положении фигур на плоскости.
Материал: карточка с геометрическими фигурами, находящимися в хаотичном порядке.
Описание: Вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги, затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.
- Ёлочка
Задача: упражнять детей находить предметы на плоскости, согласно словесному указанию.
Материал: Елочки с белыми игрушками.
Описание: Педагог раздает детям листочки с ёлочками, на которых висят белые игрушки. Педагог предлагает детям украсить елочку, чтобы она стала еще красивее. Дети действуют по указанию педагога. В завершении задания, педагог показывает свою ёлочку и дети сравнивают её со своими. Совместно с педагогом дети повторяют стороны и исправляют свои ошибки, если таковы имеются.
- Гусеница.
Задача: учить детей находить нужный элемент, согласно словесным указаниям.
Материал: изображение дерева с листочками, на которое ползет гусеница и божья коровка.
Описание: Педагог раздает детям листы с изображением и говорит, что мы будем «ползать» вместе с насекомыми. Педагог раздает детям цветные карандаши, после чего начинает говорить, как движется гусеница:
Гусеница поднималась по дереву
и на развилках ползла:
ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО.
Раскрась зеленым лист, на
который приползла гусеница.
Божья коровка посмотрела
на гусеницу и поползла так:
ВЛЕВО
ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО
Раскрась красным лист, на
который она приползла.
- Корабли.
Задача: Упражнять детей в назывании направлений перемещения предмета на плоскости.
Материал: Лист бумаги, на котором изображен корабль и высокие осень опасные волны. На противоположной стороне выход из шторма обозначен красной полосой.
Описание: Ребенку дается заранее приготовленный лист. Педагог объясняет ему, что корабль попал в штор и необходимо помочь капитану, нужно правильно выстроить маршрут, чтобы не попасть под волны. Ребенок сам прочерчивает маршрут карандашом, обходя стороной все волны, при этом комментируя свои действия.
- Лабиринт.
Задача: упражнять детей искать нужное направление, для достижения определенного результата.
Материал: Изображение лабиринта, карандаши.
Описание: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры по развитию ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста
Материал был использован для выступления на педсовете...
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Мастер-класс для воспитателей "Использование дидактических игр и упражнений в работе по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: актуализировать и расширить представления педагогов о планировании работы по развитию у старших дошкольников навыков ориентировки в пространстве, в практической деятельности попытаться составить...
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...
«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».
Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространс...