Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_russkaya_izba.docx | 92.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: «Русская изба».
Основная образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое».
Форма проведения: Фронтально.
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные:
Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар).
Развивающие:
Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.
Развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово.
Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок., шкатулка, лента для проведения народной игры.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Разучивание русских народных игр и песен.
Ход занятия:
Детей встречает хозяюшка в русском народном костюме.
Здравствуйте гости дорогие. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Хозяйка. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком).
Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Хозяюшка: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.
Хозяюшка::— А из чего люди раньше могли построить себе дом?( из дерева) А как раньше называли дом? ( изба)
Из какого дерева строили избу?
Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Как называлась комната в избе?( горницей, в ней принимали гостей). В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? Я вам сейчас загадаю загадку
Угадайте-ка, что это?
Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети: печь
Правильно, это печь.
Хозяюшка: У каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол избы.
-А как вы думаете, для чего нужна печка?
Дети: Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.
Хозяюшка: Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок.
Хозяюшка: Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. К. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.
Хозяюшка:. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.
Вот про него загадка.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает, а сам в угол идет.
Дети: Ухват.
Хозяюшка:. Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.
А теперь давайте вы попробуете достать из печи.
Хозяюшка:. А, что ещё делали на печке?
Дети: еще на печке спали. Там было тепло. Видите, подушка у них здесь лежит.
Хозяюшка:У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна?
- В это место клали сырую одежду и сушили ее.
- Вспомним! Как это называется? Покажите где это.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребёнок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Хозяюшка: Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Физкультминутка
Д. и В. (имитируют движения).
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку
Их разрубим на дощечки.
Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.
Хозяюшка:: Посмотрите, какая-то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше одежду хранили в сундуках, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Хозяюшка:: А ,кто знает, что делали зимними вечерами?
Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Воспитатель: посмотрите какая была красивая вышивка.
Отгадайте загадку:
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Хозяюшка: А , что ней делали?
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Хозяюшка: А мы сегодня с вами испечём баранки Давайте с вами замесим тесто.
(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
Практическая часть.
Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.
— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)
Давайте вспомним как мы будим делать баранки
нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
Молодцы! Красивые баранки у вас получились.
Игра на музыкальных инструментах.
Хозяюшка: А пока пекутся наши баранки мы с вами поиграем на ложках
Хозяюшка: Молодцы! Красивые баранки у вас получились.
Ребятки расскажите где мы с вами побывали Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком).
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
Угадайте-ка, что это?
Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети: печь
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает, а сам в угол идет.
Дети: Ухват.
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку
Их разрубим на дощечки.
Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше одежду хранили в сундуках, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
«Запасливый гость без ложки не ходит».
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
Ребёнок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«План конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Бабы Яги».
Конспект написан в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками разработан в соответствии с ФГТ....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
конспект занятия, включающий в себя несколько областей....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»
Работа с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Золотая осень"
Конспект, развивающий способность детей составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи детей сравнения и метафоры, · развивать речевое дыхание,· вырабаты...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...