Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Харцыз Наталья Николаевна

Тема: «Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_russkaya_izba.docx92.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Русская изба».

Основная образовательная область: Познание

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое».

Форма проведения: Фронтально.

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные:

Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар).

Развивающие:

Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

Развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово.

Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок., шкатулка, лента для проведения народной игры.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Разучивание русских народных игр и песен.

Ход занятия:

Детей встречает хозяюшка в русском народном костюме.

Здравствуйте гости дорогие. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.

Хозяйка. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

 Хозяюшка: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.

Хозяюшка::— А из чего люди раньше могли построить себе дом?( из дерева)  А как раньше называли дом? ( изба)

Из какого дерева строили избу?

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Как называлась комната в избе?( горницей, в ней принимали гостей). В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? Я вам сейчас загадаю загадку

Угадайте-ка, что это?

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Дети: печь

Правильно, это печь.

Хозяюшка: У  каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол избы.

-А как вы думаете, для чего нужна печка?

Дети: Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней. 

Хозяюшка: Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок.

Хозяюшка: Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. К. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

Хозяюшка:. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.

Вот про него загадка.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает, а сам в угол идет.

Дети: Ухват.

Хозяюшка:. Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.

А теперь давайте вы попробуете достать из печи.

Хозяюшка:. А, что ещё делали на печке?

Дети: еще на печке спали. Там было тепло. Видите, подушка у них здесь лежит.

 Хозяюшка:У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна?

- В это место клали сырую одежду и сушили ее.

- Вспомним! Как это называется? Покажите где это.

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребёнок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Хозяюшка: Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физкультминутка

Д. и В. (имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

Хозяюшка:: Посмотрите, какая-то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
  4. Раньше  одежду хранили в сундуках, а сейчас… (в шкафу)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Хозяюшка:: А ,кто знает, что делали зимними вечерами?

 Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.

Воспитатель: посмотрите какая была красивая вышивка.

Отгадайте загадку:

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Хозяюшка: А , что ней делали?

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Хозяюшка: А мы сегодня с вами испечём баранки Давайте с вами замесим тесто.

 (пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Практическая часть.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Игра на музыкальных инструментах.

Хозяюшка: А пока пекутся наши баранки мы с вами поиграем на ложках

Хозяюшка: Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Ребятки расскажите где мы с вами побывали Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1574706107482.jpg

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком).

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Угадайте-ка, что это?

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Дети: печь

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает, а сам в угол идет.

Дети: Ухват.

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше  одежду хранили в сундуках, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

«Запасливый гость без ложки не ходит».

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

Ребёнок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Бабы Яги».

Конспект написан  в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками  разработан в соответствии с ФГТ....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Золотая осень"

Конспект, развивающий способность детей составлять описательный рассказ осеннего  содержания, активизировать в речи детей сравнения и метафоры,    · развивать речевое дыхание,· вырабаты...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...