Семинар-практикум на тему:"Как театрализованная деятельность влияет на познавательное развитие ребенка"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Чтобы разобраться и решить успешно какую-либо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Поэтому сегодня мы обратимся ко многим сторонам театрализованной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_prakt_2.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
Как театрализованная деятельность влияет на познавательное развитие ребенка
Воспитатель ГБОУ Школа №1161
Евдокимова Н.В.
Москва - 2019
Данная тема является актуальной, так как в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Как показывает анализ планов воспитательно-образовательной работы, театрализованная деятельность присутствует в жизни наших воспитанников бессистемно, отрывочно. И это, на наш взгляд, серьезное упущение…
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Чтобы разобраться и решить успешно какую-либо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Поэтому сегодня мы обратимся ко многим сторонам театрализованной деятельности в ДОУ.
Цель: Рассмотреть роль театрализованной деятельности в познавательном развитии детей
Задачи:
- Проанализировать важность театрализованной деятельность в педагогическом процессе дошкольного учреждения
- Обосновать её способствование познавательному развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры.
Известно, что игра это основной вид деятельности детей. Она является для ребенка наиболее доступным , интересным способом переработки и выражения эмоций, впечатлений .
Театрализованная игра близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природы и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная игра – это интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.
В театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его личности.
В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты. В России истоком театра был школьный и домашний театр. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современности. В XIX в. большую роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах.
Источником развития познавательной активности дошкольников, как доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Они рассматривали творчество как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы воспитателя заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
Каждый из нас как педагог задается вопросами…
- Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным?
- Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
- Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Пожалуй, самым главным помощником в этом является театрализованная деятельность.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Используя театрализацию в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Каким же образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
А) во время занятий
- Во время занятий педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей.( Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)
Б) в совместной деятельности детей и педагога вне занятий
- Чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.
В) в самостоятельной деятельности детей
- Нужно заметить, что большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:
- Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
- В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
- Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
- Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,
Нужно отметить, что воспитатели являются образцами творческого поведения для своих воспитанников.
А сейчас я предлагаю педагогам поиграть в несколько театрализованных игр, которые могут пригодиться в организации образовательной деятельности воспитанников:
"Мокрые котята".
Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности.
Ход игры: дети по началу определенной музыки изображают играющих котят, потом звучит звук дождя, «котята» забегают домой и стряхивают с себя мокрые капли, умываются.
"Этюд на стихотворение"
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.
«Кто пропал»
Цель: развивать внимание.
На экране демонстрируется презентация, где изображены какие – либо герои из сказок, затем поочередно кого – то из них не хватает. Дети угадывают, кто из сказочных персонажей пропал с презентации, путем изображения его без слов.
"Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем"
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.
Таким образом можно сделать вывод, что театрализованная деятельность помогает:
- развитию разносторонних представлений о действительости (разные виды театра, профессии людей, создающх спектакль)
- наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символичискими средствами в игре-драматизации)
- обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственнх представлений;
- развитию памяти, обучение планировать свои действия для достижения результата.
Библиографический список:
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - С.162 - 163.
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.
Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - ВеликийНовгород, 2006. - 126 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...
Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...
Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...
Семинар - практикум «Интеллектуальные семейные краеведческие батлы, как одна из технологий познавательного развития дошкольников».
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С ...
«Как театрализованная деятельность влияет на познавательное развитие ребенка»
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей....
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...
Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»
Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»...