Основы игрового обучения пению. Роль речевого этапа в воспитании певческого голоса ребенка.
статья

Людмила Юрьевна Бутузова

    Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же и одна из самых сложных задач, требующих от педагога профессионализма.

    Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент — детский голос? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей «природным» видом эстетической деятельности — пением? Этим вопросам и посвящена данная статья.

   Материал включает в себя приложение, в котором представлены следующие виды вокально - хоровой работы с дошкольниками: артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»), игры на развитие речевого и певческого дыхания,  речевые ритмо - интонационные игры и упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы игрового обучения пению.

Роль речевого этапа в воспитании певческого голоса ребенка.

Бутузова Л.Ю.

музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №59

                                                                          «Откроем же двери навстречу фантазии, дадим детям

                                                                  новую игру – упражнения... должны быть игрой для детей!»

(Э. Жак-Далькроз).

     Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же и одна из самых сложных задач, требующих от педагога профессионализма.

«К сожалению, в последние годы в детских садах,- пишет А. Буренина, - осталось немного компетентных педагогов, уделяющих внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Отметим, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей».

   Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент — детский голос? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей «природным» видом эстетической деятельности — пением? Этим вопросам и посвящена данная статья.

    Из всех видов активной музыкальной деятельности дошкольника должно быть выделено хоровое пение. Сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

—    способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;

—    активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушария мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

— развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

— естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

— улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

— расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

—   приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;

— создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

    Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления необходимых слуховых и певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще Варламов А. Е. Он считал, что если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль подчеркивалась и в работах современных исследователей, посвященных детскому голосу. Тарасова К. В. в книге «Онтогенез музыкальных способностей» пишет: «Взаимосвязь мелодического слуха и певческого голоса, в том числе слуховокальной координации, - это, прежде всего, проблема постановки певческого голоса».

   С чего же начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Именно этой проблеме посвящена авторская технология музыкального воспитания О. В. Кацер – «Игровая методика обучения детей пению», которая отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения.

    Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда.

Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства  должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

    Т.к. преобладающим мышлением у ребенка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.

    Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

      Игровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребенка, т. к. ставит серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей. Эта преграда — движение. Воинственным, напряженным детям трудно сдерживать себя. Им двигательная разрядка нужна систематически: вначале деятельности, в середине и в конце. Поэтому игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями. Практика показала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.

   «Прежде чем обучать на занятиях певческим навыкам, - пишет О. Кацер, - попробуем дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен интересной для него деятельностью». Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

    Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа привело автора игровой методики обучения детей пению к идее начать развитие певческого голоса детей с речевого этапа. Известно, что у музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи ребенку легче почувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.

    На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

   Весь материал речевого этапа О. Кацер содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

    Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. Основными видами деятельности на речевом этапе являются: артикуляционная гимнастика, игры и упражнении, развивающие речевое и певческое дыхание, развивающие игры с голосом, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмодекламация. Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к восприятию музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием. (Примеры упражнений и игр см. в приложении к статье).

    Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям незаметно подготовить голоса к пению. Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения. «Хочется еще раз напомнить, - пишет О. Кацер, - пение зависит не только от работы голосовых связок, но и от взаимодействия - координации всего певческого аппарата: артикуляции, дыхания и т. д. Все певческие навыки тесно связаны между собой. Процесс формирования и развития их, как правило, идет одновременно, и в этом заключается основная трудность обучения детей пению. Используя практический материал речевого опыта, мы имеем возможность отдельно, более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает воспитание певческого голоса ребенка».

Приложение.

Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»).

/Автор сказки – С. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упр. из работы В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»/.

Слушая сказку, дети становятся участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

(Текст (в прозе) первой сказки представлен в журнале «Музыкальная палитра» №1/2003 г.)

    После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.

Вот зарядка язычка: влево —

«проткнуть» язычком левую щеку

                                          вправо,

«проткнуть» язычком правую щеку

Раз,   два,

еще раз левую,  еще раз правую щеку

Вверх —

«проткнуть» язычком верхнюю губу

                                              вниз,

затем нижнюю

Вверх — вниз,

повторить

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь!

«вибрато» губами

Ротик, открывайся!

широко открыть рот

Язычок, покажись

покусать кончик язычка

И зубов не страшись!

высовывать язык вперед и убирать назад,  покусывая всю поверхность языка

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы.

покусать нижнюю губу по всей поверхности

Кусаются, кусаются

И не унимаются.

покусать верхнюю губу по всей поверхности

А губы то хохочут,

в улыбке открыть верхние зубы

То сильно обижаются,

вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение

То весело хохочут,

в улыбке открыть верхние зубы

То снова обижаются

вывернуть нижнюю губу

Зубам надоело кусать — стали язык жевать.

пожевать язык боковыми зубами

Язычок — не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь,

провести язычком между верхней губой и зубами

Не сердитесь, не кусайтесь,

А вместе с нами улыбнитесь!

провести язычком между нижней губой и зубами, улыбнуться.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

    Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание. Пример такого упражнения:

Исходное положение (и. п.) — стоя, ноги на ширине плеч.

— Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону — в другую, «кач» — «кач», вдох — выдох, вдох — выдох и т. д,

И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

— Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И. п. — тоже. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо — закрываем влево, то же самое на вдох — выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двумя кистями, затем одной.

Продолжительность этой работы зависит от детей, их желания играть в наши обучающие игры. Всегда лучше не «доиграть», чем потерять их интерес. Есть много вариантов аналогичных игр.

 

Вот  пример для тренировки  выдоха более открытых гласных «о», «а» в других играх с голосом: «Встреча язычка с жителями удивительной страны».

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял.

          цокать язычком

Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у     О?»

Язычок не понял и переспросил: «у    О?»

произнести с повышением                 интонации

На что незнакомец ответил: «У    о».

Язычок повторил: «У     о».

произнести с понижением интонации

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор:

«у    о    А?» — спросил он у Язычка.

Язычок снова переспросил: «у     о    А?»

повторить вопрос

На что незнакомец ответил: «У    о    а».

Язычок повторил услышанное: «У     о     а».

повторить ответ

Постепенно Язычок стал понимать своего нового

собеседника и разговаривать с ним.

    Речевые ритмо - интонационные игры и упражнения служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Например, речевая игра «Имена».

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

  • Каждый друг за другом называет свое имя.
  • Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
  • Затем проговариваем свое имя, каждый  его слог отмечая хлопками.
  • Проговариваем имя и шлепаем по коленям на каждый слог.
  • Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
  • Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)
  • Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу или зову педагога все должны сесть на свои места или встать у окна.
  • Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.

Вот еще несколько примеров таких заданий:

1. А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего ребенка, например: «Лена»). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие мы стали маленькие! (Педагог показывает близко расположенные ладони). И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: «Лена!» ... (много раз).

2. А сейчас превратимся в больших зайцев! В каких? (Широко расставить ладони). А голоса у нас какие? — Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии дирижерским жестам. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль «дирижера» может быть отдана ребенку.

Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты. Впоследствии речевую игру с именами можно продолжить, добавив варианты игры в «Эхо», но уже с пением.

    Речевая зарядка проводится в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении и т.д.) Например:

Мы ногами – топ-топ-топ,

А руками – хлоп-хлоп-хлоп,

Головою – круть-круть-круть,

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Пяточками – топ-топ-топ,

По коленочкам – шлеп-шлеп-шлеп,

Мы конфетку – ам-ам-ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики. (Н. Мясникова).

 

Шел мишка к броду,

Ходьба на месте.

Бу-у-лтых в воду!

На слог «лтых» сесть на стул.

Уж он мок, мок, мок.

Движение руками «как плети» назад и вперед.

Уж он кис, кис, кис.

Туловище постепенно на слова «кис» падает и лежит на коленях. Голова и руки полностью расслаблены.

Вымок, выкис,

В расслабленном состоянии чуть пошевелиться.

Вылез,

Поднять туловище.

Высох.

Выпрямить спинку, потрясти головой.

Встал на колоду —

Встать на ноги.

бу-у-лтых в воду!

Все начать сначала, но немного быстрее.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

Основы игрового обучения пению.

Основы игрового обучения пению....

Рекомендации родителям по охране певческого голоса ребенка

Данный материал является консультацией для родителей маленьких детей, которые следят за его музыкальным развитием....

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и силы голоса у неслышащих дошкольников младшего возраста....

Доклад "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка"

Доклад "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка"...

Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?  Как правило, детям о...

Основы игрового обучения пению.

Основы игрового обучения пению. Учение с увлечением Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом — голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым...