Родной язык – это язык отца и матери, предков.
статья

Татьяна Актисова

Язык — один из важнейших культурных маркеров, служащий для большинства российских граждан как основанием для этнической идентичности, так и фактором ее формирующим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_chuvashskiy_yazyk.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Актисова Татьяна Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35» «Колобок» г. Чебоксары.
        Родной язык – это язык отца и матери, предков

   Школа, первые друзья, первые знакомства - этого не было бы без языка. Он пришел к нам с молоком матери и вписан в наше ДНК. Мы можем изучать сотни других языков, но родной язык всегда будет в отдельном месте у нас в душе.
    Чувашский язык является одним из древнейших тюркских языков. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Чуваши с древних времён имели письменность. Язык — один из важнейших культурных маркеров, служащий для большинства российских граждан как основанием для этнической идентичности, так и фактором ее формирующим. В силу ряда причин эта роль языка нередко тесно переплетается с политическими и государственными представлениями. Чувашский язык в своем развитии также испытывает влияние симбиоза этнокультурных и государственно-политических практик, и началось это во второй половине XIX в. — времени создания И. Я. Яковлевым чувашской письменности, организации им школьного образования на языке своего народа. Оказалось, в этот период многие государственные чиновники с опасением относились к попыткам введения в школьное образование «инородческих» языков, поскольку видели в этом возможность для сепаратистских настроений. Однако Россия после 1861 г. уже жила в новых условиях, важнейшей задачей оставалось приобщение чувашей и других народов к православию, и в 1870 г. министерство приняло постановление, разрешавшее использовать родной язык в начальных школах для «инородцев». Первые результаты развития образования на чувашском языке в политической и этнокультурной сферах проявились в годы революционных событий 1905—1907 гг. Процессы конструирования и укрепления чувашской идентичности получили новый импульс в феврале 1917 г. и в последующих революционных событиях. С образованием Чувашской автономной области (1920г.) проводилась политика реализации чувашского языка в государственном управлении, других сферах общественной жизни. Он вводился в качестве государственного и обязательного во всех советских органах и кооперативно-общественных учреждениях, в судопроизводстве и национальной школе автономии. Это не означало отмену русского языка, но все официальные бумаги, составленные в официальных учреждениях, а также частными лицами на чувашском языке, имели такую же юридическую силу, как и документы на русском языке. В республике началась терминологическая работа, были образованы специальные курсы по обучению технике делопроизводства на чувашском языке и др. В образовательном процессе с 1918 г. началось широкое использование чувашского языка. Вот так появился наш родной –

чувашский язык в школах.

Наш родной чувашский язык - развит и богат. Это национальный язык чувашского народа.

Язык любого народа – это большая сокровищница, куда люди вкладывают самое дорогое. Это не деньги, не золото и даже не драгоценные камни, а мелодичные красивые слова, фразы, слова любви, дружбы, гнева. Умные поговорки и афоризмы, острые пословицы…. А ещё пронизывающие до глубины души стихи…

Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.
Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!


Наша педагогическая деятельность как воспитателей направлена на формирование личности, знающей традиции и обычаи своего народа. Мы, воспитатели с болью наблюдаем, что наш родной язык, язык доброго и мудрого народа, так и не стал языком практического пользования, как на бытовом, так и на государственном уровне. Почему-то в современной семье стало не модно говорить на своём родном языке. Чтобы чувашский язык стал поистине востребован в первую очередь самими чувашами, нами разработаны образовательные программы кружков «Родной край» и «Краеведение. Эта работа тесно связана с родителями, с людьми знающими этнокультуру своего народа.
Знакомство с обычаями, обрядами, традициями, устным народным творчеством (загадками, пословицами, поговорками и т.д.) происходит через их обыгрывание в различных бытовых ситуациях, в обрядовых сценах, участие в различных конкурсах, в научно-исследовательской деятельности, встречи с людьми знающими этнокультуру своего народа – все это дает возможность воспитанникам глубже познакомиться с этнокультурными традициями народа.

Для того чтобы речь ребенка сформировалась правильно, мы своих воспитанников учим выступать перед публикой, т.е. мы участвуем в художественной самодеятельности, в разных научно-практических конференциях, конкурсах чтецов, в которых имеем положительные показатели в виде призовых мест на кустовых и городских уровнях. Также на учебных занятиях ставим сказки, проводим ролевые игры и т.д., что тоже положительно влияет на развитие речи ребенка. Таким образом, наши дети с каждым годом обогащают свой словарный запас, учатся свободно говорить, разъясняться, выражать свои мысли на родном языке, не стесняться публичных выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр по УМК для закрепления пройденного материала по татарскому и родному языку.

Сообщение из опыта работы по применению дидактических игр по УМК в старшей группе....

Родной язык – отца и матери язык

26 апреля, в день рождения великого татарского поэта и просветителя Габдуллы Тукая, в Республике Татарстан отмечается еще одно знаменательное событие — День родного языка....

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...