Диагностические методики
методическая разработка
Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики для ПМПК
Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.
Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.
Возраст 3-4 года
Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
- Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
- Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
- Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.
- Считает до 3-4.
- Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).
- Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
- Правильно называет и находит основные цвета (допустимо — 3).
Выявление уровня развития речи
- Рассказывают стихи, исполняют песни.
- Соотносят предметы по размеру (большой — маленький), по количеству (один — много).
- Описывают предметы.
- Используют в речи качественные прилагательные (Погода «солнечная», «тёплая», «морозная» и т.д.), глаголы (Солнце «светит», «греет»; птицы «улетают» и т.д.).
- Различают и называют части предметов.
- Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
- Показывают и называют животных.
Выявление уровня развития тонкой моторики
- Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
- Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
- Умеют рисовать элементарные предметы.
- Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.
Выявление представлений о себе и окружающих
- Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
- Называют членов семьи (поименно).
- Называют и показывают части тела.
Эмоционально-волевая сфера
- Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
- Контакт ребенка с взрослыми.
- Усидчивость и переключение внимания.
Возраст 5-7лет
Исследование восприятия и внимания
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
- Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.
- Доска Сегена (разных вариантов сложности).
- Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).
- Разрезные картинки (5 лет — 4 части; 6-7 лет — 4-6 частей).
- Ориентировка на листе бумаги (лево — право, низ — верх, середина).
Исследование мышления
- Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет — прямой и обратный счет).
- «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).
- Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
- Бланки методик «Простые и сложные аналогии».
- Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
- Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).
Исследование представлений о себе и окружающих
- Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.
- Называет членов семьи.
- Называет и «показывает» времена года и части суток.
- Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).
Исследование развития речи
- Использование в речи обобщающих понятий.
- Умение классифицировать предметы.
- Составление описательного рассказа по картинке.
- Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.
- Согласование числительных с существительными (одно яйцо — пять яиц).
- Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? — «Лисий». Голова чья? -«Заячья»).
Исследование памяти
- Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).
- Слуховая память: запоминание 6-10 слов.
- Пересказ простого текста.
Исследование развития эмоционально-волевой сферы
- Набор карточек с изображением эмоций.
- Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
- Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...
Диагностическая методика
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....
Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями
Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...