Диагностические методики
методическая разработка

Пачулия Екатерина Сергеевна

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для ПМПК

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

Возраст 3-4 года

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

  1. Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
  2. Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
  3. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.
  4. Считает до 3-4.
  5. Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).
  6. Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
  7. Правильно называет и находит основные цвета (допустимо — 3).

Выявление уровня развития речи

  1. Рассказывают стихи, исполняют песни.
  2. Соотносят предметы по размеру (большой — маленький), по количеству (один — много).
  3. Описывают предметы.
  4. Используют в речи качественные прилагательные (Погода «солнечная», «тёплая», «морозная» и т.д.), глаголы (Солнце «светит», «греет»; птицы «улетают» и т.д.).
  5. Различают и называют части предметов.
  6. Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
  7. Показывают и называют животных.

Выявление уровня развития тонкой моторики

  1. Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
  2. Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
  3. Умеют рисовать элементарные предметы.
  4. Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

Выявление представлений о себе и окружающих

  1. Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
  2. Называют членов семьи (поименно).
  3. Называют и показывают части тела.

Эмоционально-волевая сфера

  1. Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
  2. Контакт ребенка с взрослыми.
  3. Усидчивость и переключение внимания.

Возраст 5-7лет

Исследование восприятия и внимания

  1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
  2. Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.
  3. Доска Сегена (разных вариантов сложности).
  4. Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).
  5. Разрезные картинки (5 лет — 4 части; 6-7 лет — 4-6 частей).
  6. Ориентировка на листе бумаги (лево — право, низ — верх, середина).

Исследование мышления

  1. Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет — прямой и обратный счет).
  2. «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).
  3. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
  4. Бланки методик «Простые и сложные аналогии».
  5. Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
  6. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
  7. Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

Исследование представлений о себе и окружающих

  1. Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.
  2. Называет членов семьи.
  3. Называет и «показывает» времена года и части суток.
  4. Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

Исследование развития речи

  1. Использование в речи обобщающих понятий.
  2. Умение классифицировать предметы.
  3. Составление описательного рассказа по картинке.
  4. Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.
  5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.
  6. Согласование числительных с существительными (одно яйцо — пять яиц).
  7. Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? — «Лисий». Голова чья? -«Заячья»).

Исследование памяти

  1. Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).
  2. Слуховая память: запоминание 6-10 слов.
  3. Пересказ простого текста.

Исследование развития эмоционально-волевой сферы

  1. Набор карточек с изображением эмоций.
  2. Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
  3. Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...