Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания пед.работников"
материал
Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания" проводился в кожуунном масшатбе. Приняли участие пед.работники детских садов Дзун-Хемчикского кожууна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Психологическая разгрузка для воспитателей»
по профилактике
Эмоционального выгорания воспитателей
Педагог-психолог
д/с «Родничок» г. Чадаана:
Ондар Алиса Васильевна
г. Чадаана,2018г.
Тренинг «Психологическая разгрузка для воспитателей»
Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов,
Задачи:
1. Создание благоприятного психологического климата;
2. Сформировать доверительные отношения в группе;
3. Развитие умения работать в команде
Правила тренинга.
- доверительное общение к участникам
- общение по принципу «здесь и теперь»
- искренность в общении
- конфиденциальность информации
Вступление
Люди горячие,
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда – словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда – не очень.
Чувства – сильные,
Мысли – тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
(Peter Sharp, 2001)
Почему же именно для педагогов и воспитателей так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и в эмоциональном плане. Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий мир стремителен, и мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующее от вас терпение, внимание к другим, сопереживание. Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы, от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.
1. Упражнение: «Прочисти мозги».
Цели: создает веселое настроение, дает возможность немного подвигаться.
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда от одного уха к другому. Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз – два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, освободились от всех прочих мыслей и вы готовы к новым заданиям.
2. Упражнение: “Я знаю, Я умею, Я люблю…”
Цель: знакомство, осознание своей сущности, принятие своих качеств
Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»
Вопросы для обсуждения: Кто испытывал неловкость, затруднения? Кому показалось, кто-то хвастается? Узнали ли вы что-то новое о людях?
Перед тем, как нам перейти к играм и упражнениям, мы посмотрим на вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.
3. Упражнение «Выбор»
- Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Интерпретация:
1. Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.
2. Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
3. Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
4. Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
4. Упражнение: «девочка, дракон и самурай»
Перед началом игры тренер делит всех участников на две команды и объясняет, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, дракон и самурай.
Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ля-ля-ля».
Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».
Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».
Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правила: дракон съедает девочку (то есть очко получает команда, изображавшая дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая); девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).
Обычно игра продолжается до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая-то стратегия, на основании чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.
5. Упражнение «Автобус». Цель: сплочение, умение наладить контакт с окружающими.
Только сегодня, только сейчас отправляется автобус, который доставит вас до вокзала «Познание». Автобус маленький, сидячих мест нет, должны вместиться все: «В тесноте, но не в обиде».
Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (участники тренинга) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой.
«Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга. Есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел.
Более того, не пуская игрока телами, «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и т.д., придающими игроку дополнительные силы.
Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни представляет этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.
6. Упражнение «Мой герб»
Делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями, чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе пишем 2-3 прилагательных.
Интерпретация:
Левый верхний рисунок - отношение к себе
Правый верхний рисунок - отношение окружающих ко мне.
Средний левый рисунок – жизненный путь.
Средний правый рисунок – внутренний мир.
Нижний левый рисунок – отношение к семье.
Правый нижний рисунок - отношение к любви.
Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.
7. Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него включено все, что стоит благодарности. Зачитываются количество написанных обстоятельств.
Психолог: «Хотелось бы сказать историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют и видят. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
Рефлексия. Упражнение «Откровенно говоря». Участникам предлагается закончить предложения.
Откровенно говоря.
Во время тренинга я понял, что.
Самым полезным для меня было.
Мне не понравилось, понравилось, как работал (а).
Я хотел бы.
Психолог раздает участникам тренинга листочки «Волшебных планов на весну».
Эмоциональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
- несоответствие результатов затраченным силам;
- ограниченность времени для реализации поставленных целей;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- большие нагрузки;
- ответственность перед начальством, родителями;
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
- начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
- проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
- окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
- Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;
- 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
- 11% - у педагогов 10летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
- 8% - со стажем от 1годадо 3 лет
Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания
Во-первых:
- Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
- Высокая самооценка и уверенность с себе и своих возможностях.
Во-вторых:
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- Высокая мобильность;
- Общительность, самостоятельность.
В-третьих:
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....
Саморегуляция в профилактике эмоционального выгорания работников дошкольного учреждения.
Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомле...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников
памятка по профилактике СЭВ у педагогических работников, понятие СЭВ,симтоматика...
Практикум для педагогических работников по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания.
Профилактика эмоционального выгорания. Снятие тревожности и агрессивности; Освоение приемов саморелаксации; Приобретение навыков позитивного мы...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников (памятка)...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки.
Тренинговое занятие "Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки". Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки пси...