Сценарий настольной дидактической игры для детей 4 -7 лет «Слова – обобщения»
методическая разработка (старшая группа)
Пояснительная записка
Программно-дидактический комплект «Речь: плюс®. Речевое развитие в детском саду» позволяет педагогам гибко и эффективно организовать работу в развитии предпосылок грамотности у детей в детском саду.
Ежедневно вести работу, благодаря которой, дети овладевают речью в ситуациях, в повседневной жизни стимулирует речевые проекты, поддерживает мотивацию и интересы детей.
Настольная дидактическая игра «Слова – обобщения » входит в программно-дидактический комплект «Речь: плюс®. Речевое развитие в детском саду» и полностью соответствует ФГОС ДОО.
Данная дидактическая игра содержит насыщенный иллюстративный материал для педагогов и логопедов подходит для работы, наблюдений и диагностики при подготовке к школе.
В комплекте 130 карточек:
1Блок. Красные карточки.
Мир животных (домашние животные, домашние птицы, дикие звери, дикие птицы, насекомые, рыбы)
2 Блок. Зеленые карточки.
Мир растений (цветы, деревья, травы, ягоды, овощи, фрукты)
3 Блок. Синие карточки.
Мир предметов (игрушки, посуда, одежда, обувь, бытовая техника, мебель)
- Руководство с описанием игр разных уровней сложности.
Задача игр:
-Сложить 130 шестиугольных карточек с картинками в «соты - обобщения» или «ромашки»
Не только цвет, но и узор на обратной стороне карточки, служит возможностью для самопроверки при выполнении заданий. Возьмем, например, «Игрушки».
Обратная сторона этой карточки – синего цвета с узором из кружочков. И все карточки, относящиеся к этому обобщению, карточки «Предметы», с таким же узором.
На обратной стороне карточек написано слово – обобщающее и слова –предметы. Это позволяет использовать данную игру с детьми разного возраста.
Варианты игр с детьми на основе настольной дидактической игры «Слова - обобщения» (из опыта работы).
1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Дидактические цели игры:
-Закрепления знаний детей о жилищах животных, насекомых.
-Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»
Правила игры:
Ребенок выбирает перевернутую карточку с изображением насекомого, дикого животного. Педагог задает вопрос, ребенок отвечает.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге»
2. Дидактическая игра «Дикое или домашнее животное?»
Дидактические цели игры:
-Расширение словарного запаса, развитие мышления, внимания
Правила игры:
Ребенок берет перевернутую карточку с изображением дикого или домашнего животного, называет, определяет, к какому виду относится это животное, где живет, чем питается.
3.Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактические цели игры:
-Развитие умения находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
-Формирование умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные, пространственно – временные, логические связи
Правила игры:
Рассмотрев карточки с изображением различных предметов, ребенок должен определить какой из них является лишним.
В эту игру можно играть привычными для педагогов способами, например, как игра в «Лото».
4.Дидактическая игра «Лото»
Дидактические цели игры:
-Закрепить знания названий овощей, фруктов и ягод, пополнение словарного запаса, развитие памяти, восприятия, внимания.
Правила игры:
Для начала необходимо выбрать ведущего. Все карточки нужно сложить в мешочек. Игроки – участники выбирают себе карточки со словами – обобщениями. Педагог или ребенок в роли ведущего вытягивает из мешочка карточку и объявляет что на ней нарисовано. Побеждает тот игрок, который, как можно быстрее составить свою карточку, свой «цветочек»
5.Дидактическая игра «Чего не стало»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания и наблюдательности, памяти.
-Упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
Правила игры:
Педагог на столе выкладывает 4 карточки с изображениями предметов посуды. Дети должны внимательно посмотреть и запомнить. Затем закрывают глаза, а педагог убирает одну карточку.
Педагог задает вопрос «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют этот предмет.
6.Дидактическая игра «Чья голова?»
Дидактические цели игры:
-Закрепить знания детей по темам «Дикие, домашние птицы».
- Расширение словарного запаса детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Правила игры:
Ребенок выбирает карточку с изображением карточки домашней или дикой птицы, называет ее.
Педагог говорит: «У вороны голова…», ребенок заканчивает: «воронья» и т.д
Выигрывает тот, кто быстрее соберет свой цветочек.
7.Дидактическая игра «Один - много»
Дидактические цели игры:
- Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Правила игры:
Ребенок выбирает карточку с изображением карточки «Игрушки», называет во множественном числе.
8.Дидактическая игра «Веселый счет»
Дидактические цели игры:
-Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Правила игры:
Дети выбирают карточку обобщение. Педагог произносит что изображено на карточке, с существительным «один», а ребенок в ответ называет это же существительное , но в сочетании с числительными «пять», «шесть», «семь», «восемь»
9.Дидактическая игра «Запомни и назови»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания, мышления
Правила игры:
Педагог показывает детям среднюю карточку, назвать, запомнить, что это все – игрушки и предложить найти среди карточек предметов, все что подходит к игрушкам. Ребенок может проверить себя, перевернув среднюю карточку.
В этой игре много вариантов для речевой активности: можно спросить, почему он решил, что это игрушки, можно предложить назвать признаки или действия, которые могут совершать те или иные предметы.
Для детей, которые уже умеют хорошо читать можно предложить более сложное задание.
10.Дидактическая игра «Рубашкой вверх»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания, мышления
Правила игры:
Педагог переворачивает все карточки «рубашкой вверх», попросит детей найти и отобрать слова – обобщения. А затем, прочитав то, что написано на «рубашке», найти подходящие карточки из всего набора.
Описание игры можно найти на детских карточках, а также разные варианты этих игр с разными уровнями и сложностями представлены на карточках для педагогов.
Данная игра решает в основном задачи раздела «Словарь», из раздела «Грамматика», а также задачи восприятия и воспроизведения письменной речи.
Эта настольная игра предполагает множество вариантов, в том числе, которую могут придумать сами дети: установить правило, определить количество игроков. Живое общение и взаимодействие способствует социально – коммуникативному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad.docx | 856.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка детский сад №3 "Петушок"
городского округа Стрежевой"
Сценарий настольной дидактической игры
для детей 4 -7 лет
«Слова – обобщения»
составитель: Миллятова З.Р.,
воспитатель первой квалификационной категории
г .Стрежевой
2019
Пояснительная записка
Программно-дидактический комплект «Речь: плюс®. Речевое развитие в детском саду» позволяет педагогам гибко и эффективно организовать работу в развитии предпосылок грамотности у детей в детском саду.
Ежедневно вести работу, благодаря которой, дети овладевают речью в ситуациях, в повседневной жизни стимулирует речевые проекты, поддерживает мотивацию и интересы детей.
Настольная дидактическая игра «Слова – обобщения » входит в программно-дидактический комплект «Речь: плюс®. Речевое развитие в детском саду» и полностью соответствует ФГОС ДОО.
Данная дидактическая игра содержит насыщенный иллюстративный материал для педагогов и логопедов подходит для работы, наблюдений и диагностики при подготовке к школе.
В комплекте 130 карточек:
1Блок. Красные карточки.
Мир животных (домашние животные, домашние птицы, дикие звери, дикие птицы, насекомые, рыбы)
2 Блок. Зеленые карточки.
Мир растений (цветы, деревья, травы, ягоды, овощи, фрукты)
3 Блок. Синие карточки.
Мир предметов (игрушки, посуда, одежда, обувь, бытовая техника, мебель)
- Руководство с описанием игр разных уровней сложности.
Задача игр:
-Сложить 130 шестиугольных карточек с картинками в «соты - обобщения» или «ромашки»
Не только цвет, но и узор на обратной стороне карточки, служит возможностью для самопроверки при выполнении заданий. Возьмем, например, «Игрушки».
Обратная сторона этой карточки – синего цвета с узором из кружочков. И все карточки, относящиеся к этому обобщению, карточки «Предметы», с таким же узором.
На обратной стороне карточек написано слово – обобщающее и слова –предметы. Это позволяет использовать данную игру с детьми разного возраста.
Варианты игр с детьми на основе настольной дидактической игры «Слова - обобщения» (из опыта работы).
1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Дидактические цели игры:
-Закрепления знаний детей о жилищах животных, насекомых.
-Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»
Правила игры:
Ребенок выбирает перевернутую карточку с изображением насекомого, дикого животного. Педагог задает вопрос, ребенок отвечает.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге»
2. Дидактическая игра «Дикое или домашнее животное?»
Дидактические цели игры:
-Расширение словарного запаса, развитие мышления, внимания
Правила игры:
Ребенок берет перевернутую карточку с изображением дикого или домашнего животного, называет, определяет, к какому виду относится это животное, где живет, чем питается.
3.Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактические цели игры:
-Развитие умения находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
-Формирование умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные, пространственно – временные, логические связи
Правила игры:
Рассмотрев карточки с изображением различных предметов, ребенок должен определить какой из них является лишним.
В эту игру можно играть привычными для педагогов способами, например, как игра в «Лото».
4.Дидактическая игра «Лото»
Дидактические цели игры:
-Закрепить знания названий овощей, фруктов и ягод, пополнение словарного запаса, развитие памяти, восприятия, внимания.
Правила игры:
Для начала необходимо выбрать ведущего. Все карточки нужно сложить в мешочек. Игроки – участники выбирают себе карточки со словами – обобщениями. Педагог или ребенок в роли ведущего вытягивает из мешочка карточку и объявляет что на ней нарисовано. Побеждает тот игрок, который, как можно быстрее составить свою карточку, свой «цветочек»
5.Дидактическая игра «Чего не стало»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания и наблюдательности, памяти.
-Упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
Правила игры:
Педагог на столе выкладывает 4 карточки с изображениями предметов посуды. Дети должны внимательно посмотреть и запомнить. Затем закрывают глаза, а педагог убирает одну карточку.
Педагог задает вопрос «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют этот предмет.
6.Дидактическая игра «Чья голова?»
Дидактические цели игры:
-Закрепить знания детей по темам «Дикие, домашние птицы».
- Расширение словарного запаса детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Правила игры:
Ребенок выбирает карточку с изображением карточки домашней или дикой птицы, называет ее.
Педагог говорит: «У вороны голова…», ребенок заканчивает: «воронья» и т.д
Выигрывает тот, кто быстрее соберет свой цветочек.
7.Дидактическая игра «Один - много»
Дидактические цели игры:
- Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Правила игры:
Ребенок выбирает карточку с изображением карточки «Игрушки», называет во множественном числе.
8.Дидактическая игра «Веселый счет»
Дидактические цели игры:
-Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Правила игры:
Дети выбирают карточку обобщение. Педагог произносит что изображено на карточке, с существительным «один», а ребенок в ответ называет это же существительное , но в сочетании с числительными «пять», «шесть», «семь», «восемь»
9.Дидактическая игра «Запомни и назови»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания, мышления
Правила игры:
Педагог показывает детям среднюю карточку, назвать, запомнить, что это все – игрушки и предложить найти среди карточек предметов, все что подходит к игрушкам. Ребенок может проверить себя, перевернув среднюю карточку.
В этой игре много вариантов для речевой активности: можно спросить, почему он решил, что это игрушки, можно предложить назвать признаки или действия, которые могут совершать те или иные предметы.
Для детей, которые уже умеют хорошо читать можно предложить более сложное задание.
10.Дидактическая игра «Рубашкой вверх»
Дидактические цели игры:
-Развитие внимания, мышления
Правила игры:
Педагог переворачивает все карточки «рубашкой вверх», попросит детей найти и отобрать слова – обобщения. А затем, прочитав то, что написано на «рубашке», найти подходящие карточки из всего набора.
Описание игры можно найти на детских карточках, а также разные варианты этих игр с разными уровнями и сложностями представлены на карточках для педагогов.
Данная игра решает в основном задачи раздела «Словарь», из раздела «Грамматика», а также задачи восприятия и воспроизведения письменной речи.
Эта настольная игра предполагает множество вариантов, в том числе, которую могут придумать сами дети: установить правило, определить количество игроков. Живое общение и взаимодействие способствует социально – коммуникативному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольная дидактическая игра "Пожарная безопасность"
Настольная дидактическая игра для детей 3 - 4 лет. Количество игроков 1 - 5 и взрослый (ведущий). игра состоит из трёх тем (игр). Цель: закреплять знания детей по пожарной безопасности, знание счёта, ...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Настольно-дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: 1. учить различать диких и домашних животных;2. познакомить детей с питанием некоторых животных;3. развивать мелкую моторику;4. воспитывать доброжелательность, желание помочь другу....
Создание языковой среды в подготовительной к школе группе №4 по закрелению УМК через настольно - дидактические игры по проекту "Без инде хәзер зурлар,мәктәпкә илтә юллар"
Создание языковой среды в подготовительной к школе группе №4 по закреплению УМК через настольно - дидактические игры по проекту "Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар"...
Настольная дидактическая игра "Весёлые цифры"
Настольная дидактическая игра "Весёлые цифры " предназначен для закрепления учебного материала по татарскому языку. В ней собран весь словарный минимум, изучаемый детьми старшего дошкольного возраста ...
Настольная игра для 2 слоговой структуры слова
картинный материал распечатывается и используется в качестве игры-ходилки, а так же для ответов на вопросы, активизации словарного запаса, для классификации предметов....
Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»
Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...