«Приобщение детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца»
Представила:
Макарова Елена Петровна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 25»
город Кимры Тверской области
В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования и воспитания подрастающего поколения.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.
Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Занятия русским народным танцем направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляет тело, развивает силу, ловкость, изящество.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Проблемы:
- Дети не знают своих корней, истории своей страны;
- не имеют представления о культуре своего народа, о его традициях;
- не знают народных танцевальных движений, не могут импровизировать пляски; не проявляют творчество в играх;
- не знают особенностей русского народного танца, костюма;
- практически не посещают музеи;
- нигде не слышат звучание народных инструментов;
Понимая огромное значение русского народного танца в жизни ребенка, возникла необходимость в разработке данного долгосрочного проекта.
Проект направлен на приобщение дошкольников к русской традиционной культуре, воспитании любви к Родине на основе изучения фольклорного музыкально-хореографического материала, на знакомство с историей и бытом народа, на формирование творческих способностей детей.
Цель достигается через решение следующих задач:
- воспитать у ребёнка моральные качества, такие как любовь, к Родине, чувство коллективизма, чувство товарищества; приобщить детей к искусству танца, к богатству танцевального и музыкального народного творчества;
- способствовать развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей;
- способствовать формированию танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
- научить детей владеть основными движениями русского народного танца.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомятся с историей страны, в которой они живут, гражданами которой являются;
- узнают об основных традициях родной земли;
- узнают историю русского народного танца;
- познакомятся с жанрами русского народного танца;
- научатся выполнять основные шаги и ходы русского танца;
- будут уметь выполнять простые движения русского народного танца;
- станут проявлять творчество в раскрытии танцевального образа, подчеркивая национальный характер танца.
Условиями для реализации данного проекта является создание необходимой материально-технической базы: наличие танцевального зала с зеркалами, музыкальных инструментов (фортепиано), различных атрибутов для танцев (платочков, цветов, венков и т.д.), сценических костюмов, а также аудио- , видео- и электронных ресурсов.
Участники проекта:
Музыкальный руководитель,
Дети,
Педагоги,
Родители.
Этапы проекта:
I.подготовительный.
- Подбор методической литературы и изучение передовых методик по данной теме.
- Разработка системы работы по приобщению дошкольников к традиционной русской культуре, включая сотворчество педагогов и сотрудничество с родителями. Наметить направления работы.
- Разработать диагностические карты и мониторинг развития детей.
- Разработать модель занятия по р.н. танцу.
- Создать развивающую среду для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Определить формы работы с детьми, педагогами, родителями.
II. Практический
- Мониторинг развития детей
- Тестирование педагогов
- Анкетирование родителей
- Консультации для педагогов «Подговорки в разучивании русских народных движений», «Сценический костюм и атрибуты к танцам»
- Разработка методических пособий, конспектов
- Поиск фонограмм, фотографий, журналов,
- Подбор литературного материала ( загадок, стихов)
- Организация мастерской по пошиву костюмов «Мастерицы»
- Разработка презентаций, мультимедийных пособий.
- Составление сценария праздника, развлечений.
- Подготовка атрибутов, пошив костюмом, оформление зала.
Формы работы с детьми.
- Беседы с детьми об истории России, традициях, быте русского народа
- Беседы с детьми об истории русского народного танца.
- Знакомство с русскими народным костюмом.
- Слушание русской народной музыки.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов
- Экскурсия в краеведческий музей
- Концерт детей народного отделения ДШИ №2
- НОД «Русская пляска»
- Тематические занятия в «Горнице»- музее народного быта детского сада.
- Музыкально-ритмические занятия.
- Музыкально-дидактические игры «Что делают дети», «Назови народный костюм»
- Сбор фотографий детьми «Мы –танцоры!»
- Разучивание стихов, инсценировок.
- Рисование «Я танцую», «Народные инструменты», «Наши праздники».
Методические приемы, используемые в работе с детьми.
- Прослушивание музыки и ее анализ.
- Выразительный показ движений взрослым и детьми.
- Использование игр со словом и подговорок для выполнения танцевальных движений.
- Музыкальные и подвижные игры, коммуникативные игры, творческие этюды, упражнения без музыки, игры-импровизации.
- Собеседование с детьми.
- Мультимедийные пособия.
III. Заключительный
- Праздники и развлечения «Праздник русского танца», «Ярмарка», «Масленица», Праздник русской березки», и т.д.
- Фотогазеты, фотовыставки
- Презентация «Русский народный танец»
- Выставка рисунка «Наши танцоры»
- Участие в городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
- Концерт силами детей в городском Доме инвалидов и ветеранов»
- Ширмы для родителей «Русский народный танец в сохранении наших традиций!», «Роль хореографии в воспитании ребенка», «Приобщение к народной культуре-воспитание патриота!»
- Диагностика и мониторинг развития детей
Результатом реализации проекта являются:
- расширение кругозора детей, их знаний, умений (дети имеют представления о русской народной культуре, традициях, быте;
- знают народные пословицы, поговорки, загадки;
- эстетическое воспитание детей, повышение их творческой активности;
- выступления на концертах, массовых мероприятиях; праздниках;
- участие в конкурсах;
- желание заниматься в хореографических студиях нашего города.
Педагоги:
Активно участвуют в процессе обучения детей р.н. танцу, активизируя детей, используют элементы народной хореографии, народную музыку в повседневной жизни группы, проявляя творчество и заинтересованность. Активно участвуют в мероприятиях для детей, наряжаясь в народные костюмы.
Родители:
Имеют четкое представление о роли русского народного танца в приобщении детей к народной культуре, о его возможностях во всестороннем развитии ребенка. Принимают посильное участие в мероприятиях детского сада, исполняют роли на праздниках, оказывают помощь в пошиве костюмов. Способствуют занятиям детей в различных студиях и школах искусств нашего города.
Трудности при реализации проекта:
- Наличие и недостаток методической литературы, дидактических пособий, недостаток костюмов и атрибутов к танцам.
- Недостаток опыта работы по данной теме у педагогов со стажем менее 3-х лет. Отсутствие заинтересованности данной темой.
- Недопонимание родителей на раннем этапе актуальности данной темы.
- Недостаточное материальное обеспечение.
- Отсутствие преемственности в работе ДОУ и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.
Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"
Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....
«Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....
СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...
Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"
Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...
План работы по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора» 2018 - 2019 г.
План работы по самообразованию...
Бисероплетение как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального сам...
- Мне нравится (1)