Проект «Здесь живет игра»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проектирование развивающей предметно пространственной среды для свободной игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrovaya_sreda_._gotovyy.docx | 56.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный Конкурс
«Организация игровой деятельности дошкольников»
Конкурсная работа
Проект «Здесь живет игра».
название
Проектирование развивающей предметно пространственной
среды для свободной игровой деятельности
номинация
Авторы:
Воскресенская С.А. - старший воспитатель
Богомолова И.Н. – воспитатель
Позднякова М.А. – воспитатель
Куканова Е.В. – воспитатель
Палочкина Е.В. – воспитатель
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад п. Ермаково
2016
Вид проекта: практико-ориентированный
Срок проекта: 1 год
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, дети, родители
Цель: Обогащение предметно-игровой среды в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Изучить и внедрить новые подходы к организации игровой среды в рамках ФГОС, Основной Общеобразовательной программой (далее ООП);
- создать игровую среду в группах и территории Доу с учетом индивидуальных особенностей детей;
- создать условия для обеспечения различных видов игровой деятельности дошкольников;
- привлечь родителей к созданию предметно-игровой среды в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно-игровой среды для развития свободной игровой деятельности детей
- Создание модели предметно-игровой среды для каждой возрастной группы
- Формирование предметно-развивающей среды групп, в соответствии с требованиями ФГОС и ООП, реализуемой в дошкольном учреждении.
- Формирование позитивного отношения родителей к вопросам создания предметно-игровой среды в учреждении.
- Обеспечение оптимального эффекта обратной связи «коллектив ДОУ -родители».
Этапы:
1 этап - подготовительный
2 этап - основной
3 этап – заключительный
Актуализация проблемы
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Наравне с образовательными областями игра способствует физическому, психическому, нравственному, волевому и творческому развитию детей. Для возникновения и развития игры необходима правильно организованная предметно-игровая среда, которая позволяет воспитанникам не только найти себе занятие по душе, но и способствует формированию ключевых компетенций дошкольников.
Теоретические основы преобразования
предметно – игровой среды ДОУ.
Среда в ДОУ - пространство, организованное для детей в образовательном учреждении
Развивающая предметно-пространственная среда - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.
Предметно-игровая среда - более узкая характеристика среды, фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка, побуждающий к игре.
При создании предметно-игровой среды следует учитывать:
- Принципы построения развивающей среды,
определенные ФГОС ДО:
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Представления об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. В группах образовательной организации создаются центры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и др. центр театрализации; различные виды театров; ширмы; атрибуты, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал. Дидактический материал для образовательной деятельности. Макеты, карты, модели, муляжи, схемы групп, предметы-заместители.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.
Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно - картины.
Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
2. Целевые ориентиры
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3. Классификацию игр детей дошкольного возраста
(по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой )
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):
Самостоятельные игры:
Игра – экспериментирование
Самостоятельные сюжетные игры:
Сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Игры обучающие:
Сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические
Досуговые игры:
Игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
Традиционные или народные
4. Этапы развития игровой деятельности детей.
Алгоритм создания предметно-игровой среды в группах и прогулочных участках ДОУ
1. Провести оценку и анализ предметно-игровой среды группового помещения и прогулочного участка, определив проблемное поле.
2. Сформулировать цели и задачи работы на основе оценки и анализа, в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
4. Составить план - схему, модель, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежесткого зонирования.
5. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-игровую среду в течение года, с учётом ООП, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Первый этап: подготовительный (сентябрь-ноябрь)
Цель первого этапа: обеспечить основные информационные, кадровые, организационные, методические и материально-технические условия для создания предметно-игровой среды
Мероприятия | Срок | Ответственный |
Спланировать в годовом плане мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах создания предметно- развивающей среды. | Сентябрь | Старший воспитатель |
Организовать встречи родителей со специалистами ДОУ | Сентябрь | Педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физкультурный работник |
Разработать Положение о Временном творческом коллективе педагогов (ВТК) по разработке Проекта преобразования предметно-игровой среды ДОУ | Октябрь | Старший воспитатель |
Создать временный творческий коллектив по разработке Проекта преобразования предметно-игровой среды ДОУ | Октябрь | Заведующий ДОУ |
Организовать работу ВТК в соответствии с планом работы | В течение года | Старший воспитатель |
Провести анализ компетентности педагогов в вопросах организации игровой деятельности (Приложение 3, 5) | Октябрь | Старший воспитатель |
Провести анализ осведомленности родителей о значении игры в жизни ребенка. (Приложение 2) | Октябрь | Педагоги |
Выявить предпочтения детей в игровой деятельности. (Приложение 1) | Октябрь | Педагоги |
Провести анализ предметно-игровой среды групп. (Приложение 4) | Октябрь | Старший воспитатель члены ВТК |
Разработать проекты по преобразованию предметно-игровой среды в каждой возрастной группе на основе анализа. | Октябрь- ноябрь | Старший воспитатель члены ВТК |
Разработать проект преобразования предметно- развивающей среды ДОУ | Ноябрь | Старший воспитатель члены ВТК |
Провести мониторинг предметно-игровой среды | Октябрь, февраль, май | Заведующий ДОУ Старший воспитатель |
Второй этап: основной (декабрь – апрель)
Цель второго этапа: создать предметно-игровую среду в группах и на территории ДОУ
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Представить творческие проекты по преобразованию предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОУ | Декабрь | Старший воспитатель члены ВТК |
Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью педагогической компетентности в вопросах организации игровой среды | В течение года | Педагоги и специалисты ДОУ |
Обновление предметно-игровой среды совместно с детьми и родителями | Февраль- апрель | Руководитель и члены ВТК, педагоги, родители, дети |
Третий этап: заключительный.
Цель: Оценить деятельность коллектива ДОУ в данном направлении.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анализ предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с «Проектом преобразования предметно – игровой среды ДОУ» | Май | Старший воспитатель, Заведующий ДОУ |
Представления опыта по созданию предметно-игровой среды в соответствии с ФГОС в рамках семинара на муниципальном уровне | Май | Старший воспитатель и члены ВТК |
Приложение 1.
Беседа с ребенком.
Цель: выявить игровые интересы детей 4-7 лет
Примерные вопросы для беседы:
- В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?
- В какие игры ты играешь дома?
- Кем ты любишь быть в играх?
- С какими игрушками ты любишь играть? (ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.
- Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
- Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был?
- С кем ты любишь больше играть: с мальчиками или девочками?
Приложение 2
Анкетирование родителей
Цель: выявить особенности отношения к игровой деятельности детей и игровые интересы мальчиков и девочек в семье.
1.Отметьте, пожалуйста, любимые игры вашего ребенка дома:
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры («Дочки-Матери», «Доктор», «Подводная лодка», «Магазин», «Войнушка», «Гонки» и др.).
Игры-драматизации (постановка спектаклей, разыгрывание сказочных сюжетов).
Игры-фантазирование, игры-сочинялки.
Дидактические игры (лото, фишки, кубики и др.).
Компьютерные игры.
Ребенок играет мало, практически не играет.
2.Какие игрушки наиболее интересны для него?
3. Каковы источники сюжетов игры Вашего ребенка:
Телесериалы, кинофильмы. Телепередачи. Реклама. Рассказы взрослых . Сверстники. Мультфильмы. Сказки. Книги.
4.Назовите, пожалуйста, любимые игровые роли Вашего ребенка.
5. Играете ли Вы с ребенком?
Да. Нет. Редко.
6. Какие роли Вы исполняете в играх?
7. Каково содержание игры Вашего ребенка?
8.С кем чаще ребенок играет дома?
С мамой. с папой. с братом. с сестрой. с бабушкой. с дедушкой.
9. Предлагаете ли вы ребенку игры своего детства? Какие?
10. Предлагаете ли вы ребенку новые игры, роли? Какие?
11. Во время прогулки, с кем из детей предпочитает играть Ваш ребенок:
С мальчиками.
С девочками.
С мальчиками и девочками.
При анализе ответов родителей обращается внимание на то какие игры, роли предпочитает ребенок дома, каковы источники происхождения игр, с родителем или ребенком, какого пола, он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.
Приложение 3.
Анкетирование для воспитателей
1.Диагностируете ли Вы особенности игровой деятельности детей? Как Вы это делаете и с какой целью?
2.Как Вы учитываете игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр?
а) Организовываю сюжетно-ролевые игры в соответствии с игровыми интересами разного пола: для мальчиков- игры технической и общественной тематики, для девочек- игры социально- бытовой тематики.
б) Организовываю совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек на основе их игровых интересов.
в) Организовываю сюжетно- ролевые игры детей в соответствии с образовательной программой детского сада.
г) Другой вариант.
3.Какие Вы чаще используете приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей?
а) Прямые приемы руководства сюжетно- ролевой игрой
(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей на игру, разъяснение, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и другие, то есть целенаправленное влияние педагога на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих).
б) Косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой (направлены на обогащение детских представлений об окружающем мире через экскурсии, чтение книг, рассказы педагога).
в) Никакие.
г) Другой вариант.
4.Продолжите, пожалуйста, предложение: педагог в игровой деятельности — это...
5.Продолжите, пожалуйста, предложение: ребенок в игровой деятельности...
а) Субъект социальных отношений.
б) Объект окружающей действительности.
в) Объект воспитания, обучения, развития.
г) Другой вариант.
6.В какие сюжетно-ролевые игры Вы играете с детьми?
7.Предлагаете ли Вы детям новые игровые сюжеты, роли? Назовите, пожалуйста, некоторые из них.
8.Кто принимает участие в оснащении игровой среды группы детского сада?
а) Педагог.
б) Дети.
в) Старший воспитатель.
г) Другой вариант.
9.Продолжите, пожалуйста, предложение: при организации игровой деятельности важно учитывать...
а) Игровую субкультуру мальчиков и девочек.
б) Уровень развития игровых умений.
в) Уровень познавательных способностей и кругозор детей.
г) Другой вариант.
10. Из предложенных ниже качеств выберите те, которые, на ваш взгляд, необходимы ребенку в игровой деятельности (напротив любого качества напишите букву «Р» — ребенок):
ценностное отношение, избирательность, послушание, высокий интеллект, интерес, желание играть, репродуктивность, подражательность, свобода выбора, инициативность, активность, творчество, целеустремленность, самостоятельность.
Приложение 4.
Вопросы для изучения
Ранний и младший дошкольный возраст
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | |||
__________ (число, месяц) | __________ (число, месяц) | __________ (число, месяц) | |||
1,5-2 ГОДА | 2-3 ГОДА | ||||
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей | ||||
1.2 | Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения) | ||||
1.3 | Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.) | ||||
1.4 | Предметы-заместители (счетные палочки пластмассовые круги, и т. д.) | ||||
1.5 | Дидактическая кукла (ростом 40–50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами. | ||||
1.6 | Куклы, представляющие различные профессии | ||||
1.7 | Куклы, изображающие представителей разных народов | ||||
1.8 | Русские народные игрушки и дидактические игрушки. | ||||
1.9 | Игрушки-двигатели (коляски и тележки; автомобили и пр.) | ||||
1.10 | Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства | ||||
1.11 | Модули-макеты игрового пространства | ||||
1.12 | Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон | ||||
1.13 | Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д. | ||||
1.13.1 | «Кукольный уголок»: Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2–3 лет (рост 40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); животные из пушистых тканей; коляски для кукол | ||||
Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек | |||||
Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше) | |||||
Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д. | |||||
1.13.2 | «Прачечная»: гладильная доска, утюжки | ||||
1.13.3 | «Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, расчески, щетки, накидки) | ||||
1.13.4 | «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.) | ||||
1.13.5 | «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т. д. | ||||
1.13.6 | «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг | ||||
1.13.7 | «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные) | ||||
1.14 | Одежда для ряжения (для одевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т. д. | ||||
1.15 | Стойка, плечики для одежды, можно сундучок, расписанный в народном стиле | ||||
1.16 | Зеркало (в рост или в полроста ребенка) | ||||
1.17 | Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов | ||||
1.18 | Игрушки-забавы (клюющие курочки, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собачка, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь, медведь-дровосек, скоморохи и пр.) | ||||
1.19 | Заводные игрушки | ||||
1.20 | Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.) | ||||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб) | ||||
2.2 | «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре | ||||
2.3 | В «Центре игры» используются разные виды игрушек: • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т. д.); • прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать); • предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении | ||||
2.4 | Игрушки – предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т. д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию | ||||
2.5 | Игрушки – маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию | ||||
2.6 | Игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная – 35–50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см) | ||||
2.7 | Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой | ||||
2.8 | В качестве заместителей используются элементы строительных наборов, природный материал | ||||
2.9 | Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям | ||||
2.10 | Игрушки размещены по тематическому принципу |
Выводы:
Рекомендации:
Вопросы ля изучения.
Средний и старший дошкольный возраст
№ п/п | Вопросы для изучения 4-5 5-7 | Даты изучения/оценка | |||
__________ (число, месяц) | __________ (число, месяц) | __________ (число, месяц) | |||
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей | ||||
1.2 | Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые, автофургоны, пожарная машина, «скорая помощь» и т. д.) | ||||
1.3 | Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.) | ||||
Предметы-заместители (счётные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.) | |||||
1.4 | Шаржеобразные и мультяшные игрушки | ||||
1.5 | Дидактическая кукла (ростом 40–50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.) | ||||
1.6 | Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар и др.) | ||||
1.7 | Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду) | ||||
1.8 | Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.) | Куклы разного пола, со сгибающимися руками и ногами, пальцами на руках | |||
1.9 | Игрушки-двигатели (автомобили, коляски и тележки и пр.) | Куклы разного возраста (ребенок, дедушка и т. д.) | |||
1.10 | Набор посуды, соответствующий размеру куклы | ||||
1.11 | Коробки-комнаты для кукол Барби | ||||
1.13 | Многофункциональные ширмы | ||||
1.14 | Модули-макеты игрового пространства | ||||
1.15 | Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр. | ||||
1.16 | Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д. | ||||
1.16.1 | «Кукольный уголок»: Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2–3 лет (рост 40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей; коляски для кукол | ||||
Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек | |||||
Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше) | |||||
Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д. | |||||
1.16.2 | «Прачечная»: гладильная доска, утюжки | ||||
1.16.3 | «Парикмахерская или салон красоты» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, расчески, щетки, накидки, парфюмерные наборы) | ||||
1.16.4 | «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.) | ||||
1.16.5 | «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусники т. д. | ||||
1.16.6 | «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг | ||||
1.16.7 | «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные) | ||||
1.16.8 | «Моряки» (штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки) | ||||
1.16.9 | «Космонавты» (шлемы, пульты передач) | ||||
1.16.10 | «Телестудия, телепередача» (микрофоны, ширмы) | ||||
1.16.11 | «Редакция газеты/журнала» (необходимые атрибуты) | ||||
1.16.12 | «Школа» (школьные принадлежности, ранец) | ||||
1.16.13 | «Кафе» (посуда, столы, стулья, меню, касса, деньги) | ||||
1.16.14 | «Гипермаркет» (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для продавцов, витрины) | ||||
1.16.15 | «Экскурсионное бюро» (экскурсионные буклеты, слайды, касса, чеки) | ||||
1.16.16 | «Почта» (посылки, штемпели, печати, письма, открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки) | ||||
1.17 | Большое количество реальных предметов | ||||
1.18 | Одежда для ряжения (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т. д. | ||||
1.19 | Стойка, плечики для одежды или сундучок, расписанный в народном стиле | ||||
1.20 | Зеркало (в рост или в полроста ребенка) | ||||
1.21 | Бижутерия из различных (не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов | ||||
1.22 | Игровые коврики | ||||
1.23 | Набор атрибутов для разнообразных игр: сотовые телефоны, наушники, диски, бинокли, пульт дистанционного управления и т. д. | ||||
1.24 | Полные сюжетообразующие наборы-макеты | ||||
Игрушки-самоделки | |||||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье) (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб) | ||||
2.2 | «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре | ||||
2.3 | В «Центре игры» используются разные виды игрушек: • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т. д.); • прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать); • предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении | ||||
2.4 | Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т. п.; все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям | ||||
2.5 | Воссоздана обстановка, похожая на настоящую | ||||
2.6 | Отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно-развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: «Больница», «Магазин», «Столовая» и т. д.) | ||||
2.7 | Отказ от принципа «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами | ||||
2.8 | Своевременное изменение игровой среды | ||||
2.9 | Динамичность игровой среды | ||||
2.10 | Привлечение детей к оформлению игрового пространства (наклеить обои в кукольном уголке и т. д.) | ||||
2.11 | Наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок, катушек и т. д.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов | ||||
2.12 | Наличие альбомов с описанием последовательности изготовления различных атрибутов из бросового материала для расширения содержания игр |
Выводы:
Рекомендации:
Приложение 5
Анализ организации игровой деятельности детей
Вопросы | Контроль старшего воспитателя | Самоконтроль | |||
положительные моменты | недостатки педагогического процесса | рекомендации | положительные моменты | недостатки педагогического процесса | |
Соответствуют ли игры возрасту детей, их индивидуальным возможностям и способностям, современным требованиям к организации? | |||||
Обогащается ли опыт детей, формируются ли новые знания, умения и навыки в процессе игровой деятельности? | |||||
Все ли виды игр систематически проводятся в процессе работы с детьми (сюжетные игры, подвижные игры, игры с дидактическим материалом, с предметами-орудиями, строительные игры, игры на развитие речи, музыкальные игры и т. п.)? | |||||
Соответствуют ли предлагаемые игрушки гигиеническим, педагогическим требованиям и особенностям психического развития ребенка? | |||||
Наблюдается ли достаточное количество одинаковых игрушек? | |||||
Разные ли виды игрушек (и разнообразный ли материал) используются для организации игровой деятельности? | |||||
Насколько предлагаемые игрушки интересны детям? | |||||
Проводит ли педагог работу по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам, формирует ли умение и потребность убирать игрушки после игры на место? |
Список используемой литературы:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Как быть ребенком.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агенство.1997.
- Деркуновская В.А. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012
4. Деркуновская В.А. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015
5. ФГОС ДО: Организация игровой деятельности детей: хрестоматия, Е.В. Коточигова и др. – Ярославль.: ГАУ ДПО ИРО, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Комнаты терапевтического досуга и психологической помощи для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении, на отделении детской онкологии, гематологии и генетических болезней. Название проекта: «Здесь живет радость»
Представленный материал является авторской разработкой проекта "Комнаты терапевтического досуга" для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении. В нем отражены цели и задачи проекта, напра...
Дидактическая игра "Кто здесь живет"
Кто здесь живет...
презентация "кто здесь живет?"
Презентация по ознакомлению с окружающим миром для детей 1 младшей группы "Кто здесь живет?" Детский сад № 211 ОАО "РЖД"...
Здесь живет игра
Дидактические игры дошколькольного возрастаБез игры нет и неможет полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жи...
проект "Здесь живет сказка"
Территория ДОУ – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка дошкольного возраста , ведь здесь он проводит половину своего времени.От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланиро...
Проект "Здесь живет игра"
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его в...
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Здесь живет тепло, здесь живет забота"
Конспект занятия содержит материал по закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетиче...