Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»
материал

Соколова М.Ю.

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

«Знакомство с родным городом»

http://www.wise-travel.ru/image/big/53732.jpg

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта…………………………………………………….11

Результативность опыта........................................................................................21

Библиографический список…………………………………………………......24

Приложение к опыту…………………………………………………………….26

Приложение  №1  Экскурсия по территории детского сада с детьми среднего дошкольного возраста

Приложение  №2    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Родной город»

Приложение № 3  Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город»

Приложение № 4 Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Части города»

Приложение № 5 Экскурсионный маршрут выходного дня для родителей

Приложение № 6 Фото - приложение

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания. На их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, педагог предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.

А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Касимов  имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и уютными улицы, микрорайоны и площадь, появились новые памятники, стали благоустраиваться

дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нам захотелось, чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность опыта.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работая над проблемой патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, обнаружили следующие противоречия:

  • - между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
  • - между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • - между стремлением  педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом проводилась в течение 3-х лет, с 2012 по 2015г.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012г. – октябрь 2013г. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном городе и отношения к нему).

2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2013г. – март 2014г. На данном этапе автором был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 года – май 2015 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Теоретическая база опыта

В своей работе мы опирались на положения концепции модернизации дошкольного образования на период до 2010 года, где определены социальные требования к системе российского образования: «…именно образование в первую очередь должно собрать воедино значимые ценности и

общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма».

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой.

Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах С.И.Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

При составлении перспективного плана работы использовали программу Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Опиралась на рекомендации Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Используя в работе учебно-методическое пособие Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» сделали вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр. Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л.Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).

Для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия:

Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.

Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
  • предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
  • знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;
  • взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей

улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.

В начале работы автором был выявлен круг проблем, таких как:

  • незнание детьми названия города, улицы, где они живут;
  • неумение вести себя на улицах родного города;
  • неуважение к результатам труда людей;
  • непонимание родителями важности знаний у детей о родном городе и чувства патриотизма;
  • отсутствие гордости за свой родной город, осознания своей гражданской принадлежности;
  • отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, позволило автору взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Был составлен перспективный план мероприятий, включающий экскурсии – живые впечатления, путешествия по родному городу в процессе образовательной деятельности, игры для закрепления знаний и впечатлений.

Разработанное педагогом тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нем. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли собой целостную картину сведений о родном городе Касимов.

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным краем являются экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», строили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой города, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.

Все прогулки и путешествия были организованы в определенной последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному».  Путешествия с детьми среднего дошкольного возраста начались с территории детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения, оборудование детских площадок, этнографический уголок под открытым небом, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада. Дети предлагали разные варианты: завести собаку - уличного сторожа для охраны площадок, ловить разрушителей и заставлять их ремонтировать то, что сломали; позвать на помощь всех пап и мам; всех кто разрушает, наказывать дома лишением сладостей и мультфильмов. Эти детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле в таком возрасте не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему.

После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.

В детский сад бежим с охотой

Летом, осенью, зимой,

Потому что здесь нам рады,

Детский сад для нас родной!

Экскурсия по территории детского сада не прошла даром. Когда при подготовке к новому учебному году, был организован субботник по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила качели!», «Мой папа сделал машину, и теперь мы будем ездить на экскурсии!».

А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ. Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.

Затем мы рассматривали двор жилого дома, расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли сами рассказать о том, что двор чистый, потому что работал дворник и убрал территорию. На вопрос: «Может ли двор остаться чистым без помощи дворника?», не все дошкольники, к сожалению, смогли ответить. И только после беседы о том, что если все жители будут бросать мусор в урну, двор будет оставаться чистым, ребята уяснили, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Наблюдение за работой дворника и машин-помощников - мусоровоза, трактора помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор чище, уютнее. А беседы по содержанию помогали педагогу воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Прогулка-экскурсия в парк, расположенный в районе улицы Ленина, вызвала у детей огромный положительный эмоциональный отклик. С удивлением рассматривали они скульптуры, лавочки, качели, деревянную горку-домик. С удовольствием отдохнули в беседках, побегали по дорожкам и, конечно, сполна насладились катанием с горки и на качелях. До сознания детей было донесено, что в создании этого парка принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, строители, тем самым у детей воспитывались чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.

Целевая прогулка в парк, расположенный в центре города, помогла увидеть красоту родного города: зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители. Ухоженные, чистые, яркие скверы, улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.

В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширился. Новостройки – добрая примета времени – это ещё один повод гордиться своим городом, любить свою малую родину и делать всё возможное для её процветания. Экскурсии к  Дворцу культуры, новому стадиону, православной школе, показали значимость и важность труда горожан для процветания родного города.

О тружениках, внесших вклад в развитие нашего города, маленькие воспитанники образовательного учреждения узнали во время экскурсии к районной Доске Почета, где, рассматривая фотографии, педагог зарождала уверенность в том, что, прикладывая усилия, можно добиться многого. Расширить представления детей о профессиях и содержании труда горожан, помогли экскурсии в аптеку, на почту, на автовокзал, в магазин продуктовых и промышленных товаров, в парикмахерскую.

Экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», к памятнику погибших воинов, возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.  Доносила до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Гуляя по Аллее Героев, закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”. Детей подводили к пониманию того, что мы победили в Великой

Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи с историко-краеведческим музеем и детской библиотекой. Выставки, предложенные детям «Глиняные игрушки», «Новогодняя игрушка», «Великая Отечественная война» продолжали воспитывать в детях чувство гордости за свой город, его жителей, его защитников, вызывали желание быть похожими на них, делать все для улучшения жизни своих близких, родных.

Путешествия по городу продолжали и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями педагог организовывала деятельность в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем (приложение № 5).

Путешествуя по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина», «Отчизна», «малая родина».

Игра «Выбери меня» закрепляла представления детей о зданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями /например, школа – ученик, больница – врач, магазин – продавец, детский сад - воспитатель и т.д./. Прием эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например: «Я грязная скамейка» «О чем ты мечтаешь?». Саша К.: «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги», Коля В.: «Чтобы об меня не обчищали грязную обувь». «Я чистый тротуар». «Что ты чувствуешь?». Саша С.: «Мне нравится быть чистым, это красиво, никакая тетя не упадет на шкурке банана, спасибо людям, которые меня убирают и соблюдают чистоту».

Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Дети узнали о том, как жил и развивался город Касимов с момента своего рождения, вспомнили важные события, которые произошли в городе, обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а

также то новое, что появилось за последние годы. Сопоставляя «старый» и «новый» город, выдвигая аргументы в пользу разных районов города, педагог подвела дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. «Это наш с вами город – нам нравится здесь жить, играть, учиться и гордиться Касимовым!».

При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

С символикой города  знакомила детей на занятии «Герб нашего города». Рассказав о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Касимова. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу.

Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город Касимов», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.

Чтобы занятие «Части города» (приложение №7) было интересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями, педагог построила его на доступных детскому возрасту методах и приёмах. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах города и их названии. Игра «Часть – целое» помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон – частица города, а город – часть страны и так далее.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» одной из главных задач была следующая – вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Касимовской  земли – известняка.

А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, полицейский, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось

продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо  родного  города.

Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления, сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами.

Деятельность, организованная и проведенная в нетрадиционной форме, позволила обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляком Родиным Н.А.», родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой город» (приложение №6) помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.

Разработанный и предложенный родителям экскурсионный маршрут - «Отдыхаем всей семьёй» - помог многим семьям провести выходные дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания детей о родном городе.

РАЗДЕЛ III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти  герб города  и рассказать о нем. Об истории возникновения  нашего города  имеют точные знания 92% детей, 8% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 23% допускают ошибки.

 

О самых распространенных профессиях нашего города,  о главных

промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 54%

детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с

достопримечательностями нашего города могут 77% детей, 23% - немного в

этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 77% детей имеют прочные знания о

Родном  городе, 23% - допускают небольшие неточности. В результате

изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его

красоту и богатство своими глазами. Педагог старалась научить детей не

только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки

любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать

проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего

горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.

Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно

больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше

уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в

своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города

Касимов, расположенного на Рязанской  земле.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась

положительная динамика воспитания патриотических чувств у

дошкольников.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию

гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях

дошкольного  образовательного  учреждения  имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия  для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей  « малой Родине»

Раздел IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

3. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

5. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982 . – 151 с.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109 с.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

10. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

12. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003

13. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992 . – 176с.

14. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: 2004 – 96 с.

15. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.

16. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 . – 144 с.

17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.

18. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1972 . – 96с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики , 2002 . – 519 с.

20. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978 . – 416с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Патриотическое воспитание, через любовь к родному городу" в старшей группе.

«Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало прежде всегоПознанием человека и Отечества. Чтобы в детский  умИ сердце входила красота настоящего человека,Величие и н...

«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Цель проекта - воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, его  познавательного интереса к истории родного города и воспитание чувства любви к своей ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой родной город Талдом»

   Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»

Надежда ПаращенкоПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»Воспитатель:Паращенко Надежда Валентиновна2020г.Я пойду босиком по Рос...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...