«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
проект
Цель проекта - воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, его познавательного интереса к истории родного города и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью моего проекта – является воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, его познавательного интереса к истории родного города и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Чтобы реализовать эту цель, мною были поставлены следующие задачи:
-Формирование у дошкольников чувства привязанности к своему дому, друзьям, своим близким.
-Использование комплекса средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, мероприятия) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.
-Привлечение родителей по изучению истории и культуры своего родного города и участие в мероприятиях.
Исходя из своих наблюдений я сделала вывод, что актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
На основе вышесказанного, я считаю что моя задача и задача родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В своей работе по этому направлению я опираюсь на Требования Федерального Государственного Общеобразовательного стандарта Дошкольного образования к результатам освоения программы по социально - коммуникативному развитию дошкольника. Они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, на этапе завершения дошкольного образования.
По этому направлению я работаю три года. В основе всей моей работы лежит работа над формированием и развитием личности дошкольника, обладающего качествами гражданина – патриота своей страны, над формированием у детей чувства любви к своему родному городу, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, развитием познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством разработанных мной игр.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки, участие в городских мероприятиях ). В образовательной деятельности используются: игра, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, использование ИКТ.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для проведений досугов и конкурсов: «Сшей мне мама нарядное платье», «День матери», «День победы», «23 февраля» и т.д.).
Тип проекта: творческий
Вид проекта: долгосрочный
Целью проекта является: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение умственного кругозора и познавательного интереса.
Задачи проекта
- Воспитание патриотических чувств у детей и любви к родному городу
- Расширение и уточнение знаний о нем
- Достопримечательности города
- Бережное отношение к родной природе
Основная проблема:
Формирование знаний у детей о родном городе.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП.
Сентябрь.
Формирование цели и задач
2 ЭТАП.
Октябрь-ноябрь.
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
3 ЭТАП,
Декабрь
Создание в группе предметно-развивающей среды: дидактические игры, альбом о достопримечательностях Люберец.
4 ЭТАП.
Январь-апрель
Выполнение проекта. Практическая часть.
5 ЭТАП.
Май
Итоги и презентация работы.
Направление проекта.
- Мой город: прошлое и настоящее
- Улицы родного города
- История возникновения города
- Виды транспорта. Инфраструктура
Содержание работы по проекту.
Работа с детьми:
План работы
Этапы | Формы работы | Задачи | Сроки |
1. | “Мой родной город” 1. Знакомство детей с историей возникновения города. Дать сведения о том, почему город так назван. 2. Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города. | Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Люберцы. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города. Познакомить детей с историей возникновения города, с культурой, традициями и обычаями. | Сентябрь-октябрь |
2. | Целевая прогулка на близлежащую улицу. 1. Создание фотоальбома “ мой город родной” 2. Детская игровая деятельность: “Дома на нашей улице”. 3.Занятие: “Знакомство с городом ” | Напомнить детям, что в городе большое количество улиц, у каждой улицы есть свое название, и дома с номерами. Уточнить названия улиц, на которых живут дети. Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи: - выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства; - планировать и контролировать этапы своих действий; - Совершенствовать партнерские взаимоотношения. Развивать творчество посредством изо деятельности (аппликацией). Познакомить детей с понятием город, село, деревня. Учить детей находить различия. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе. | Ноябрь - декабрь |
3. | “Достопримечательности родного города. 1. Рассматривание фотографии памятников. 2. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне. 3. Конкурс рисунков военной тематики | Познакомить детей с главной достопримечательностью города – памятником павшим героем. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства. Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность. Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. | Январь – февраль |
4. | “Транспорт нашего города”. 1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни). 2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта. 3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице. 4. Создание презентации “Развитие видов транспорта”. 5. “Путешествие по родному городу” | Формировать знания детей о транспорте нашего города. Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их. Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта. | Март – апрель |
5. | 1. Экскурсия в краеведческий музей (совместно с родителями) 2. Оформление фотовыставки “Улица, на которой я живу” (совместно с родителями). 3. Презентация работы. Фотопрезентация. | Познакомить детей с местом расположения музея, какие виды экспонатов находится в музее. Обогащать знания и расширять кругозор детей о родном городе. Воспитывать любовь, патриотизм гордость за город, в котором они живут. Развивать память, речь. | май |
2-й этап: основной
“Деятельность детей, педагога и родителей”
- проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностью города, знакомятся с жителями города;
- проводятся туристические прогулки по городу вмести с родителями, на которых дети наблюдают за природой (“День здоровья”, «День города» и т.д.);
- проводятся дидактические игры “Мой город”, “Нарисуй пейзаж”, “Генеалогическое дерево”, “Достопримечательности родного города”; сюжетно – ролевые игры “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества”;
- создана предметно-развивающая среда (изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, разработаны методические пособия: “Растительный и животный мир”; собраны альбомы с фотографиями “Я и мой город”, “Профессии моих родителей”,).
- участвуют в различных видах трудовой деятельности (дети совместно с родителями озеленяют участок детского сада, в группе ухаживают за комнатными растениями, выращивают огород на окне: перец, помидоры, лук);
- проявляют инициативу к чтению художественной литературы о родном городе, рассматриванию буклетов, альбомов;
- организовано взаимодействие с группами нашего ДОУ (в этих группах созданы уголки: “Наша Родина”, “Традиции русской культуры”; сотрудничаем со школой (проводятся концерты);
- проводятся выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”;
3-й этап: итоговый
- разработаны примерные конспекты занятий и экскурсий;
- создана предметно-развивающая среда;
- проведены выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”;
- приняли участие в городских мероприятиях «День города», «Соседи», «Праздник труда», «Дне здоровья»;
- проведен ряд мероприятий: анкетирование “За что, я, люблю свой город?”, родительское собрание на тему: “Привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям”, консультации “Мы городом родным, должны гордиться!”, “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная”, “Мой любимый город”, оформлен уголок для родителей, разработаны памятки по воспитанию любви к родному городу, проведены индивидуальные беседы с родителями по данной теме, туристические прогулки по городу.
Результаты работы:
Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом.
Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки с родителями – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.
Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. “Парные картинки”, лото “Мой город” и так далее.
Большую работу провожу в творческой деятельности. Организую выставки детских работ в группе, участвую в городских выставках. Совместно с родителями организую фотовыставки, конкурсы, например “Моя родословная”. Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.
Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения “Осенний бал”, “На пороге коляда”, досуговый вечер “Наша Родина” «День матери», литературные композиции “Ваш подвиг будет жить в веках!”. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.
Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, я принимаем участие в городских праздниках. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.
Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:
- изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
- подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
- собран альбом с фотографиями “Мой город”
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.
Из вышесказанного можно сделать вывод:
1. Дети пополнили знания по разделам проекта.
2. У детей формируются ценностно-нравственные качества, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность по нравственно – патриотическому развитию.
4. Укрепилась взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Пополнена предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Литература:
В своей работе по этому направлению я опираюсь на:
- Приказ Минобрнауки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования»
- Примерная общеобразовательая программа МДОУ д/с №50 «Дефектолог», которая включает в себя один из разделов по социально – коммуникативному развитию
- «Программа от рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- «Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника» Белая К.Ю.
- «Мое отечество – Россия» комплексная система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно патриотическое вопитание через ознакомление с родным городом
В статье дается краткий отчет работы детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию к родному городу....
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...
Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.
Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом".
Выступление на Сретенских чтениях....