«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»
статья
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.id_133.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами ( Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
- помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).
В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
- Развитие речи детей
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
- развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования, опытов. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и проведения опытов, и рассказывали об этом. Дети фиксировали выводы, делали зарисовки опытов в дневнике наблюдений. Кроме этого дети совместно с родителями уже дома продолжали экспериментировать, закреплять знания, полученные в детском саду.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, проведены словесные игры, изучена художественная литература, энциклопедии по темам проектов, проведены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физ.минутки , при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Мною были реализованы групповые проекты:
- Краткосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект «АРКТИКА ».
- Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический, творческий проект «70 летие со дня победы в Великой Отечественно Войне».
- Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический проект в средней группе «Огород на подоконнике».
- Долгосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект «Волшебница вода».
В нашем ДОУ реализовали долгосрочный, системный, физкультурно-оздоровительный познавательно-игровой проект по физическому воспитанию на тему: «Расти здоровым, Малыш!». Все воспитатели в нашем детском саду являются участниками муниципальной экспериментальной площадки по реализации в ДОУ инновационного, долгосрочного, внедренческого, системного проекта по теме: «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»(2015-2017 уч.год.).
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Вместе с детьми и родителями был подготовлен «Огород на подоконнике», проведены выставки рисунков и поделок «Овощи, фрукты», «Здоровый образ жизни», создан фотоальбом «Я и моя семья», создан макет «Арктика», создан лепбук «Волшебница вода», дети участвовали в творческих конкурсах различных уровней, где получили призовые места.
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, встречи с интересными людьми, организовывались экскурсии, которые подводили итог нашей совместной деятельности.
Основные этапы работы над проектами:
- Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;
- Выполнение проекта – практическая часть;
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
- монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
- межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);
- исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
- информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни, оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп и т.п.);
- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры).
3. Виды проектов по количеству участников:
- индивидуальные
- парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
- групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);
- коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
- массовые.
4. По длительности реализации:
- краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);
- проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней группе);
- длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:
• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в жизни ДОУ.
Дети к концу внедрения проекта:
- умеют видеть проблему и задавать вопросы;
- умеют доказывать;
- делают выводы и рассуждают;
- высказывают предположения и строят планы по их проверке.
Выводы.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
Организация проектной деятельности в рамках семейного клуба "Мы вместе" в контексте ФГОС ДО
творческий отчет о проделанной работе...
Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...
Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО
Работа в творческой группе по теме Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО...
Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО
Работа в творческой группе по теме Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО...