Авторская сказка в стихах по ролям о богатыре Добрыне и прекрасной Царевне-елке для детей дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе

Салозграф Ирина Владимировна

Цель: воспитывать у детей любовь к слушанию и чтению сказок, созданных на традициях русского литературного творчества, развивать стремление и желание обращаться к истокам родной культуры.
Задачи:
1. Формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре через знакомство со сказками.
2. Познакомить с произведениями мастеров Федоскинской лаковой миниатюры.
3. Развивать интерес к русскому народному фольклору и желание изучать и узнавать более глубоко и осознанно культурные традиции.
4. Активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному участию в постановке сказки.
5. Воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа.
6. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, к героям русских сказок, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в театрализованном представлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salozgrafiv_skazka_stsenariy.docx44.42 КБ
PDF icon salozgrafiv_prezentatsiya_skazka.pdf2.09 МБ

Предварительный просмотр:

«Сказка о богатыре Добрыне и прекрасной Царевне-елке»

Сценарий театрализованного представления для детей дошкольного и младшего школьного возраста по мотивам произведений И. В. Гуриной

Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад № 37 с. Раздольное Моздокского района РСО – Алания

     Предисловие: Сказка. Как много эмоций и теплых воспоминаний возникает даже у взрослых людей при упоминании о сказке. И не удивительно. Ведь сказка сопровождает нас по жизни с самого рождения. Малыши с удовольствие слушают сказки, которые рассказывают им мамы, бабушки, папы, дедушки. Проходит время. Рождаются новые поколения малышей, девочки становятся мамами, мальчики – папами. Меняется окружение, цивилизация делает рывок за рывком. Но старые добрые сказки остаются рядом с нами, передаются из поколения в поколение. С нами остается народная мудрость, накопленная за века, заветы предков, так ненавязчиво входящие в наше подсознание сказка за сказкой. С нами по жизни идут сказочные герои, олицетворяющие добро и зло, герои, формирующие нравственное сознание наших детей. Возможно, герои сказок не знали значения слова «патриотизм». Но для них жизнь, честь, бескорыстие, отвага, верность, любовь, Родина – все это было единое целое. И очень хочется, чтобы для наших детей это единое целое воплотилось в одном родном слове – Россия. А сказка… Сказка нам будет в этом помогать.

Как и много веков подряд.


     Так получилось, что сценарий театрализованного представления, который создавался и писался под конкретных деток для предстоящего участия в ежегодном конкурсе «Театральная мозаика», вдруг зажил самостоятельной жизнью, стал развиваться по своим законам и влиять на развитие автора. У меня в очередной раз появилась возможность испытать на себе силу влияния сказки, силу волшебства сказочного слова, которое увлекает за собой в мир переживаний героев,  затягивает в водоворот их приключений.  Я постаралась написать сценарий так, чтобы его можно было не только поставить как сценическое произведение, но и прочитать ребенку как самостоятельное литературное произведение, как добрую «сказку на ночь». Когда возникла мысль о художественном оформлении сказки, то среди множества прекрасных иллюстраций, найденных в интернете, мое внимание привлекли работы талантливейших мастеров, работающих в технике Федоскинской лаковой миниатюры. Как ни стыдно мне признаться в своем невежестве, но для меня это была еще одна грань мира прекрасного так щедро открывшаяся предо мной. Воистину: «Век живи – век учись». Не предать словами того душевного волнения и эмоций, испытанных мной при знакомстве с красивейшими и такими живыми произведениями художников этой школы. Так появилась презентация сказки, для оформления которой были взяты произведения Федоскинских мастеров. Очень хочется, чтобы с этими сокровищами из мира прекрасного дети соприкоснулись как можно раньше. Ведь каждое такое соприкосновение с частичкой родной культуры согревает душу ребенка и поселяет в ней любовь к Родине, гордость за то, что ты – частичка такой талантливой, одаренной и одухотворенной нации, гордость за то, что ты – Россиянин.

«Сказка о богатыре Добрыне и прекрасной Царевне-елке»

Сценарий театрализованного представления для детей дошкольного и младшего школьного возраста по мотивам произведений И. В. Гуриной

Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад № 37 с. Раздольное Моздокского района РСО – Алания

Действующие лица:

Взрослые (или дети старшего школьного возраста):

Царь Гвидон

Добрыня

Царевна-елка

Ледяной царь

Баба-яга

Кощей

Дети:

Средняя царевна

Младшая Царевна

Волчонок

Вожак стаи

Волки

Птицы

1.

(Царский терем. Царь на троне. Царевна сидит за вышивкой, а младшие забавляются с котенком.)

Жил да был в далеком царстве,

В тридесятом государстве

Мудрый, добрый царь Гвидон.

Всем от мала до велика нравилось,

Как правил он.

Было у царя три дочки,

Три красавицы-цветочка.

Хоть весь свет ты обойдешь,

А краше старшей не найдешь.

Как-то ночью раз морозной

Прилетел седой и грозный

Из страны далекой царь –

Ледяной злой государь.

Правил он страной снегов

И холодных вечных льдов.

(Вой ветра, музыка. Появляется Ледяной царь.)

Ледяной царь белым снегом

Всю округу заметал

И красавицу-царевну

Чрез окошко увидал.

Ледяной царь:

Как красива, как мила,

Как румяна и бела!

Облети хоть целый свет,

Краше девы в мире нет!

Звездами глаза горят,

Губы алые блестят!

В жены я ее возьму

И отказа не приму!

(Звучит нежная мелодия, царевны накидывают шубки и выходят из дворца.)

Ледяной царь с той минуты

За царевной наблюдал

И на утренней прогулке

Девицу-красу младую

Вместе с сестрами украл.

(Раздается вой ветра, тревожная музыка, появляется Ледяной царь, кружит вокруг девушек, покрывает плащом и уводит с собой на заснеженную лесную опушку).

2.

(Заснеженная  лесная опушка)

Ледяной царь:

Будешь ты теперь, царевна,

Жить в стране снегов и льда,

Станешь Снежной ты царицей,

Со  мной будешь на века.

Сестры пусть с тобой живут,

Чтоб ты не грустила тут.

А как только подрастут,

Братья в жены их возьмут.

Царевна:

Не пойду за ледяного,

Старого, седого, злого!

Не хочу я жить в снегах

И холодных вечных льдах!

(Звучит тревожная музыка, Ледяной царь топает ногами, кружит вокруг царевны и сестер, накрывает их плащом).

И от злости старый царь

Ледяной злой государь

Превратил царевну в елку,

Снегом ей укрыл иголки.

Сестер же превратил в снежинок-

Белоснежных балеринок.

(Звучит грустная музыка. Плащ падает, стоит царевна-елка, около нее кружатся снежинки).

3.

(Царский терем. Царь на троне сидит в печали).

Вот уж день, другой проходит,

Мудрый, добрый царь Гвидон

Своих дочек не находит,

В грусть-тоску впадает он.

Наступает Новый год,

Но грустит честной народ:

Коль царевны не найдутся,

Значит, праздник не придет.

В том далеком, добром царстве,

В тридесятом государстве

Богатырь Добрыня жил,

Честно он царю служил.

Силой, верностью, любовью

Он царевну покорил.

Царь:

Не знать покоя мне отныне,

Велю позвать к себе Добрыню!

Добрыня:

Я здесь, великий государь!

Я волю добрую твою

Готов исполнить как свою!

Царь:

Прошу тебя, найди ты дочек,

Спать не могу уж сколько ночек!

Добрыня:

Клянусь, весь свет я обойду,

Царевну и сестер найду!

Царь:

Еще найди ты по пути

Нам елку во дворец такую,

Чтоб красотой своей подстать

Она была царевне нашей.

Добрыня:

Да, не сыскать царевны краше,

Хоть обойди весь белый свет...

Царь:

Ох, мне без дочек счастья нет.

Ступай скорей же в путь Добрыня,

Смотри, алеет уж рассвет.

Добрыня:

Ради красавицы-царевны

На все готов! Вот мой ответ!

(Добрыня кланяется и уходит).

4.

И вот отправился Добрыня

Через метели и снега

Искать красавицу-царевну,

Сестер и елку для дворца.

Бывал в краях он чужестранных,

Через поля брел по снегам,

Плыл по морям и океанам,

И вот бредет уж по лесам.

А лес все диче, лес все глуше,

И нет конца и края пуще,

Нет ни тропинки, ни жилья,

Ни птицы нет, и нет зверья.

Вдруг, впереди видна опушка…

На той опушке зелена, стройна,

Пушиста, высока,

Укрыта снегом до макушки

Стояла елка…

Добрыня:

Чудеса! Вот это елочка-краса!

Красива – глаз не отвести!

Ее бы надо привезти

На царский праздник во дворец,

Чтоб бедам наступил конец! (достает топор)

Еще б царевну отыскать,

Сестер ее – девчушек малых…

Эх!.. (замахивается топором)

Царевна-елка:

Добрынюшка, не торопись,

Ты убери топор, уймись.

Ты, видно, не признал меня,

А ведь царевна – это я.

Сестреночки мои – снежинки,

Что кружат рядом как пушинки.

Злой, Ледяной могучий царь

Разгневан был моим отказом,

Заколдовал он всех нас разом

И спрятал здесь вдали, в лесу,

Чтоб погубить мою красу.

Добрыня:

Тебя освободить клянусь!

Я с Ледяным царем сражусь!

Царевна-елка:

Так не разрушить чары злые,

Не снять проклятья вековые.

Добрыня:

Что ж надо сделать?

Царевна-елка:

В путь идти и драгоценности найти.

Успеть до Новогодней ночи

Найти и на меня надеть

Корону со звездой блестящей,

Словно глаза мои горящей,

Браслет с рубинами, как кровь,

Чтоб губы заалели вновь.

Еще найти надо подарки,

Чтоб были все красивы, ярки,

Их мне под ветки положить.

Добрыня:

Царевна, перестань грустить!

Сию секунду в путь иду,

Все, что сказала ты, найду!

5.

(Лесная опушка с избушкой Бабы-Яги)

И вот опять в пути Добрыня,

Идет-бредет он по снегам.

То волчий след, то след лисицы

Добрыня видит тут и там.

Вот впереди видна опушка,

А на опушке той избушка.

На курьих ножках та избушка,

А под окном сидит старушка.

Зубов у той старушки нет,

А на руке горит браслет.

Рубинами браслет алеет,

Добрыне радость сердце греет.

Добрыня:

Здравствуй, добрая старушка!

Баба-яга:

Какая я тебе старушка?!

Еще совсем я молодушка!

Хоть голова моя седа,

Годков всего-то мне сто два.

По-вашему всего осьмнадцать…

Или изволишь сомневаться?

Добрыня:

Конечно, нет, ошибся я.

Невелика вина моя.

По негу я ходил-бродил,

Глаза мне снег и ослепил.

Баба-Яга:

Чего же ты по лесу бродишь,

Себе покоя не находишь?

Добрыня:

Чтобы разрушить чары злые

И снять проклятья вековые,

До ночи нужно мне найти

И для царевны принести

Корону со звездой блестящей,

Браслет, рубинами горящий.

Еще найти надо подарки,

Чтоб были все красивы, ярки.

Баба-Яга:

Браслет я подарю тебе,

Пришелся ты по нраву мне.

Да сослужи сначала службу.

Сходить к Кощею тебе нужно.

Он ступу у меня украл.

Хочу, чтоб ты ее забрал.

Корону со звездой блестящей

И ярче солнышка горящей

Среди сокровищ ты  найдешь,

А ступу мне назад вернешь.

(Добрыня кланяется Бабе-Яге и уходит)

6.

(Дворец Кощея Бессмертного. Кощей сидит на троне, перебирает сокровища).

В своем дворце Кощей Бессмертный

Считает злато, жемчуга,        

Сапфиры, яхонты, рубины

В сундук он прячет на века.

Кощей:

Я великий злой Кощей!

Ненавижу я людей!

Люблю я золото считать,

В сундук каменья собирать.

Богатство - вот моя отрада,

Другого счастья мне не надо.

Кто во дворец ко мне придет,

Навеки здесь покой найдет.

Но кто пожаловал ко мне?

Шаги я слышу в тишине.

(К дворцу подходит Добрыня. Звучит грозная музыка, Кощей превращается в черного ворона, нападает на богатыря. Идет бой.)

Богатыря Кощей увидев,

Стал черным вороном. И вот,

Уже летит он на Добрыню,

Бьет крыльями, когтями рвет.

Булатный меч достал Добрыня,

И начался смертельный бой.

Рассказывают и поныне,

Как победил он в схватке той.

(Поверженный Кощей падает. Добрыня идет к сундукам с сокровищами, находит корону)

Рассказывают,  как в награду

Уставший, раненый герой

Среди Кощеевых сокровищ

Нашел корону со звездой.

Нашел и ступу для старушки

И воротился он к избушке.

7.

(Лесная опушка. У избушки на пенечке сидит Баба-Яга. Подходит Добрыня со ступой).

Баба - Яга:

Благодарю тебя за службу!

Буду летать еще сто лет.

А чтобы помнил ты о дружбе,

Дарю рубиновый браслет.

Добрыня:

Спасибо! Мне пора прощаться,

В дорогу дальше отправляться.

Подарки надо мне найти.

Баба-Яга:

Ну, что ж, счастливого пути!

8.

Опять Добрынюшка в пути,

Ему подарки бы найти.

Уж срок подходит, скоро ночь,

Спасенья ждет Гвидона дочь.

Вдруг слышит тихий писк Добрыня.

В кустах толь плачет, толь скулит

Какой-то маленький ребенок.

Кто ж там?

Добрыня:

Да это же волчонок!

Бедняжка, маленький какой!

Совсем озяб, дружочек мой.

Давай, плащом тебя согрею.

Волчонок:

Я быстро бегать не умею.

Свою я стаю потерял,

Когда в лесу один играл.

Добрыня:

Не плачь, дружок, сейчас пойдем

И волчий след в лесу найдем.

Недолго им пришлось идти.

Как вдруг раздался позади

Скрип снега, топот резвых ног.

Кто ж их догнать так быстро мог?

Сугробы снега разметая

Стремглав несется волчья стая.

Вот уж  к Добрыне подбегают,

Того гляди и растерзают.

Но тут встает пред вожаком

Малыш, укутанный плащом.

И оценив поступок добрый
Промолвил мирно вожак гордый.

Волк:

Благодарим тебя, Добрыня!

И мы друзья тебе отныне.

Чем можем мы тебе помочь?

В лесу темнеет, скоро ночь.

Добрыня:

Мне надобно найти подарки,

Чтоб были все красивы, ярки.

Да только где же их достать?

В лесу их что-то не видать?

Волк:

Да это горе – не беда.

Мы позовем сейчас сюда

Сестричек-птичек наших милых

Болтливых, шустрых, быстрокрылых.

(Воют волки, звучит музыка, и прилетают птицы. Танец птиц).

Волк:

Добро пожаловать, сестрички!

Хоть ростом вы и невелички,

Но дело важное сейчас

Исполнить мы попросим вас.

Быстрей по свету вы летите

И для Добрыни принесите

Подарков красочных мешок.

На это вам до ночи срок!

(Птицы улетают)

Взлетели в небо шустро птички

И с глаз исчезли невелички.

Добрыня:

Спасибо вам за все, друзья!

Ну а теперь отправлюсь я

К своей царевне поскорей.

Волк:

Мы довезем тебя быстрей!

Ко мне ты на спину садись

И крепко накрепко держись!

И вновь сугробы разметая

По лесу мчится волчья стая.

А следом уж летят и птички,

Несут подарки невелички.

9.

Вот и заветная опушка.

Царевна-елочка стоит

Ветвями стройными качая,

И избавленья ожидая

Душой томится и грустит.

А рядом кружатся снежинки

Ее сестреночки-пушинки.

(Танец снежинок)

Царевна-елка:

Сестренки, тише, не кружитесь,

На веточки ко мне ложитесь.

Добрыню жду я…

Не дождусь, когда от чар освобожусь.

(Звучит музыка. На опушке появляется Добрыня в сопровождении волков и птиц с подарками)

Добрыня:

Царевна, милая моя,

С подарками вернулся я!

Скорее, птички, вы летите,

Подарки к елке положите.

Мы грусть-тоску прогоним прочь,

Разрушим чары в эту ночь!

Добрыня к елке подбегает,

Ей на макушку надевает

Корону со звездой блестящей,

На ветвь – рубиновый браслет…

И тут, поверите иль нет,

Но происходят чудеса:

Уже не елочка-краса

Стоит с Добрыней на опушке,

И не снежиночки-подружки

На ветках у нее лежат,

А три красавицы-сестрицы -

От чар свободные девицы

Среди густых лесов стоят.

Волк:

Вот и свершилось в лесу чудо:

Среди снегов, из ниоткуда

Три девицы явились вдруг.

Послушай же, Добрыня, друг,

Домой вам надо торопиться.

Чтоб во дворец быстрей явиться

На нас садитесь вы верхом,

К царю вас живо довезем.

Добрыня:

Спасибо, верные друзья!

Век не забуду помощь я.

Да только где бы по пути

Нам елку во дворец найти?

Волк:

С собой подарки вы возьмете.

Как только вы их развернете,

Так засияет все кругом

Как будто сказочным огнем.

И будет елочка- краса

Для всех, кто верит в чудеса,

Средь зала тронного стоять,

Нарядом пышным удивлять.

(Добрыня и Царевна с сестрами берут подарки, садятся верхом на волков и под музыку направляются во дворец)

10.

(Тронный зал.  Царь ходит от окна к окну, грустит.)

Царь:

Ох, как же тяжко ожиданье,

За что нам это наказанье?

Но сердце чувствует: вот-вот

Еще минуточка, мгновенье

И чудо вдруг произойдет.

(Звучит волшебная музыка, заходит Добрыня и Царевна с сестрами)

Царевна:

Вот мы и дома наконец,

Всем бедам наступил конец!

(Царь обнимает дочек)

Царь:

Добрыня, верный богатырь мой,

Тебя, как сына, я люблю

И за спасенье дочек милых,

Чем хочешь, отблагодарю.

Добрыня:

Хотя казна твоя богата,

Не надо ни сребра, ни злата.

Дозволь, коль по сердцу я ей,

Царевне стать женой моей.

Царь:

Ну, что ж, совет вам, да любовь!

Пусть счастье к нам вернется вновь!

И пусть ликует мой народ:

Сегодня праздник – Новый год!

Что ж, наконец, в далеком царстве

В волшебном добром государстве

Опять царят мир да любовь…

А если захотите вновь

Героев наших повстречать,

Вы маму с папой попросите

Вам сказку на ночь прочитать.

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Доклад на тему «Роль творческих физкультурных занятий в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста»

Данный материал содержит описание опыта работы по использованию различных творческих физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста....

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста

Авторский взгляд  на моделирование РППС  в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста:  создание в группе оптимальных условий для формирования позитивных, дружеских д...