Игровая этнокультурная среда
статья

Гилязова Елизавета Андреевна

1 ноября 2018 года участвовала на межденародной конференции с докладом "Игровая этнокультурная среда".Секция 2. Исторические аспекты детской игры.

Конференция проводилась в рамках программы «Десятилетие детства». В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года). Конференция посвящена 100-летию дошкольного образования в Республике Коми, а также 35-летию Музея дошкольного образования Республики Коми.  http://sgpk.rkomi.ru/gameandtoy/data/uploads/files...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_muzeya_v_syktyvkar.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 630*902

Е.А.Гилязова,

педагог по обучению коми языку

(МБДОУ «ДС ОВ №8 « г. Усинска)

ИГРОВАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Еще в начале  ХХ столетия русским педагогом А.У. Зеленко был разработан проект создания Детского музея-дворца. Основываясь на том, что ребенок познает мир через все органы чувств,  и радость его от впервые виденного, ощупанного, испробованного,  несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее, он считал, что детский музей должен строиться  на основе  чувственных восприятий.

         Данная идея особенно актуальна в наши дни. Всем известно, на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В детском саду во всех возрастных группах имеются такие уголки, где собран краеведческий материал соответственно возрасту.

Но кроме этого в нашем саду создано так называемое специальное "хранилище культуры" – мини-музей под звучным названием "Гажа горнича (Веселая горница)", где проходят занятия не только по краеведению, но и занятия обучению коми языку.

Это особое место, созданное для детей.  Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать об экспонатах много нового, сделать похожие, поиграть с ними...

Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения и передвижные экспозиции.

На базе музея проходят мероприятия для учреждений всего нашего северного города:  экскурсии для дошкольников и родителей (законных представителей). Частыми  гостями «Веселой горницы»  являются  и учащиеся школ нашего города. Традицией мини-музея стали такие народные праздники как День Кузьмы и Демьяна, Рождество, Колядки, гадания, масленица, пасха, во время которых проходят народные игры и чаепития. Несомненно, мини-музей является центром патриотического и гражданского воспитания детей и подростков. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями, культуры, искусства – неотемлимая часть такой значимой воспитательной работы.

Ежегодно в рамках Месячника, посвященного Коренным народам Крайнего Севера, в детском саду проходят мероприятия, посвященные этой дате, где дети совместно с родителями и воспитателями готовят атрибуты к празднику, знакомятся с национальными традициями. Работа с родителями  строится через проведение консультаций, бесед, привлечением родителей к участию в коми праздниках, к посещению  занятий по обучению коми языку.

 Особо хочется подчеркнуть, что для эффективной работы музея разработана комплексная  образовательная  программа деятельности музея, включающая материал по созданию музея в условиях детского сада и перечень необходимых документаций и инструкций по их ведению, примерные планы работы, конспекты занятий и экскурсий.

В условиях этнокультурной образовательной среды игра как метод обучения дошкольников дает возможность оценить уровень владения этнокультурными знаниями, умениями и навыками; перевести пассивное владение этнокультурными сведениями в активное состояние. В нашем мини музее  дети в процессе игры «Экскурсия» в качестве экскурсоводов рассказывают о народах и их культуре; организовывают театрализованные представления, игр-драматизаций. Назначение игровой деятельности в аспекте этнокультурного образования – обеспечить усвоение всех богатств этнической культуры, позволяющих детям функционировать в этнокультурной среде.

Как педагог по обучению коми языку детей дошкольного возраста, в своей работе я стараюсь применять инновационные подходы, в частности методику обучения испанского педагога Артигаля - это цикличное возвращение к одной и той же истории в течение года. При обучении коми языку  детей дошкольного возраста,  необходимо учитывать  такие психолого-педагогические особенности, как пытливость и любознательность. Таким образом, основным приемом обучения коми языку является игра, так как именно игра способствует созданию естественных ситуаций, необходимых для формирования речи, помогает научить детей строить из слов - кирпичиков фразы, употребительные в определенных игровых обстоятельствах.

В работе по обучению коми языку используются следующие типы игр: игра в куклы, подвижные игры, игры творческие, игра в сказку.

           В комплексе с занятиями по обучению коми языку проводятся и занятия по краеведению. Дети очень любят эти занятия, потому что уже с первых минут они вовлекаются в игровую ситуацию.  И вся работа строится таким образом,  чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, потрогать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.  

            Главная цель – преподнести ребятам необходимые сведения, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы.

Игровая этнокультурная среда включает в себя элементы, которые, прежде всего, оказывают эмоциональное влияние на ребенка, вызывают отклик, побуждают к вопросам, развивают интерес.

Целенаправленно организованная игровая этнокультурная среда в ДОО играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. ... 

Поэтому этнокультурная среда в ДОО выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Библиографический список

1. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 10–13.

2. Захарова Л. М., Батраева Г.Х. Этнокультурная среда дошкольного учреждения // Научное мнение. 2013. №1. С. 130–134.

3. Потолицына Н.Б., Кибалина В.В., Гилязова Е.А. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики: инструктивно – метод. издание, Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.-48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду

Консильтация для воспитателейо создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду...

Создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной тв...

Этнокультурная среда как условие воспитания правильной речи у детей в национальном детском саду.

Воспитание правильной речи – одна из основных задач развития речи детей-дошкольников. Это и овладение нормальным произношением звуков, выразительностью, четкой дикцией, и умение пользоваться мимикой, ...

"Игровая развивающая среда группы в соответствии с используемыми игровыми технологиями"

В статье представлен материал о ПРС и какие игровые технолгогии применяются....

Игровая этнокультурная среда

Предоставлен замечательный материал,ИГРОВАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДАопубликованный на портале «ДОШКОЛЬНИК.РФ» по адресуhttp://doshkolnik.ru/folklor/25673.htmlАдрес Вашего профиляhttp://doshkol...

Игровая этнокультурная среда

Материал опубликован на портале «ДОШКОЛЬНИК.РФ» по адресуhttp://doshkolnik.ru/folklor/25673.html...