Создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду
консультация на тему

Аверкина Елена Филипповна

 

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. 

 Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддержания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, особое внимание  в нашем детском саду уделяется  обогащению содержания развивающей среды. Большую роль в этнокультурном воспитании детей играет музей «Мордовская изба». Музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. Это этнокультурное пространство не отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его экспозиции многое сделано руками воспитателей, родителей и детей. «Мордовская изба — символ жизненного уклада мордовского  народа.» Здесь собран материал, касающегося жизненного уклада мордовского  народа: расшитые рушники, самовар, национальная одежда. Именно здесь сосредоточены краеведческий, искусственный, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты.

Так как невозможно представить себе мордовскую  избу без печки, встала  необходимость создать её своими руками. В «горнице» стоит стол со скамейками, на стенах висят вышитые картины. За этот год его экспозиции обновились и расширились. Собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (гребень, старинная вышивка, самотканый ковер и др.) народные игрушки, наряды и атрибуты к календарным праздникам, предметы народного декоративно-прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству. Но, чтобы музей постоянно действовал педагогам приходится много работать в поиске новых форм работы и отработки традиционных.

Дополнен  интерьер  и  народными  «игрушками», выполненными  детьми  на  занятиях по  изо-деятельности. Культурное пространство, его  экспонаты постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами  в  театрализованной  деятельности, развлечениях.    Народное  искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми используется в различных видах деятельности.

Существенную роль в поддержании интереса у детей к занятиям в пространстве мини-музея «Мордовская изба» играло то, что неизменно соблюдалась игровая фабула занятия.

Хозяйка «мордовской избы», в мордовском народном костюме, встречает и провожает гостей с неизменным ритуалом приветствия и прощания: с напутствующим приговором, создавая ситуацию успеха. Дети приходят в гости к «хозяйке мордовской избы» в народных одеждах: мальчики в рубахах с поясом, а девочки в сарафанах. На праздник «хозяюшка» и дети наряжаются, готовят атрибуты к играм, совместно украшают музыкальный зал . В процессе проживания события и взаимодействия детей со взрослыми неизменно проигрываются народные игры, хороводы, народные песни, которые завершаются угощением. Целенаправленное приобщение дошкольников к этнической культуре проходило с помощью тематических мероприятий, подготавливающих к проведению народных праздников. Для этого использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия в их игровом взаимодействии. Основными формами реализации традиций выступили циклы занятий на основе единого этнокультурного содержания традиций в различных видах деятельности: познавательной, художественно-изобразительной, музыкальной, игровой и др. Основу логического содержания занятий составил цикл из восьми модулей, раскрывающих сущность этнокультурных традиций для старших дошкольников. Эмоциональному восприятию детьми этнокультурных традиций способствовала действенно-практическая направленность форм. Так, изготовленные детьми и родителями сезонные игрушки, обрядовые предметы (травяные обереги, куклы-беригини, свистульки и т. д.) не хранились, а активно использовались на праздниках, досугах, играх.

Следует отметить следующие особенности организации работы:

В начале цикла занятий в мини-музее «Мордовская  изба» руководитель кружка показывает детям эмблему либо символ той традиции, с которой собирался знакомить детей в течение месяца.

После занятия символ оставлялся в группе на все время занятий и постоянно находился в поле зрения детей, в краеведческом уголке группы, где собирался, накапливался этнокультурный материал (национальные костюмы и др.). Например, при знакомстве детей с бытовыми традициями, вносился символ дерева – древо как знак семьи, добра, гостеприимства. В дальнейшей работе с воспитателями и родителями дети моделировали древо и герб как родовой символ своей семьи.

Для развития у детей эмоционально-ценностного отношения к этнокультурным традициям на занятиях использовались рефлексивные и игровые методы: сенсорно-эмоциональные игры «Угадай, чей народный костюм?», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо?», «Кому, что нужно для работы?». Также использовались сюрпризные моменты: вводились народные и сказочные персонажи.

Словесные игры: способствуют развитию речи, внимательности, чувства «локтя товарища», сообразительности, развивают смеховую культуру ребенка, смекалку, ловкость и реакцию: «Колечко» («Камушек»), «Чив-чив-чив воробушек», «Разорви цепь».

 

Подражательные игры: формируют внимательность и точность исполнения движений, координацию движений, инициативу, выдумку и творческое начало. Желательно, чтобы в роле ведущего себя попробовал каждый ребенок: «У дядюшки у Трифона» (если ведущий мальчик) либо «у Маланьи у старушки» (если ведущая девочка), « Мак маковистый», «Жура-жура-журавель».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Игры с выбором: учат общению со сверстниками, ладить с людьми, считаться с мнением других, видеть себя со стороны: «Сиди-сиди, Яша», «Заинька серенький».  Это своего рода школа социализации ребенка, так как игры содержат проблему выбора.

Игры с преследованием: дают возможность детям побегать, развивают сноровку, выносливость, ловкость, ориентировку в пространстве.

Хороводные игры: развивают музыкальность, плавность движений, пластичность, чувство сплоченности в коллективе, координацию движений и речи, ритма. Они содержат проблему выбора: «Бояре», «Утка шла по бережку» либо «Ручеек», «Вью, вью, вью я капусточку» либо «Плетень заплетись».

Жмурки: развивают мышечную память, координацию движений, ориентировку в пространстве, смелость, двигательную активности детей. Предупредить об опасности ребенка могут игровые слова «Огонь – огонь»: «Повели бабу в кут», «Иди кот на порог», «Жмурки с колокольчиком».

Для формирования у дошкольников  этнокультурного сознания проводятся  беседы на такие темы, как «Хлеб  всему голова», «Из какой сказки на героя слава бежит» и т.д.. Детям  демонстрируются предметы быта,  костюмы, посуда,  украшения, картины и репродукции, иллюстрации, фотографии, слайды. Просматриваются и прослушиваются аудио- и видеозаписи: «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.

Для действенно-практического стимулирования детей к деятельности используется картографический метод («Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»), моделирование («Труд человека на селе», «Изба» и др.)

Необходимо отметить то, что родители активно участвуют в деятельности ДОУ, что способствует установлению доверительных отношений и сближению педагогических позиций ДОУ и семьи. Родители приглашаются на все народные праздники, такие как колядки, Масленица, Пасха и т. д., где этнокультурные традиции используются как музыкально-игровой материал. В процессе проведения и организации совместных дел, родители переключаются с роли зрителей праздничного действа в активных участников мероприятий. А также и педагоги в свою деятельность вносят интересные формы взаимодействия с родителями, такие, как «игротека», которая выступает, и как самостоятельная форма работы, и как семинар практикум либо консультация. Например, вместе с родителями педагоги разучивали народную игру, но при этом родители выступали в роли детей. Использование такой формы взаимодействия с родителями как «продленка», способствует закреплению детьми дома, в кругу семьи, пройденного в  ДОУ материала. Родителям выдаётся на дом «листок–вопросник» и предлагается побеседовать с детьми по вопросам, приблизительно таким, как: назови героев (сказки, былины, песни), кто тебе понравился больше всего, кто не понравился, почему, на кого бы ты хотел быть похожим, как бы ты поступил (спас) и т.д., как ты понимаешь слово. Педагогами поощряется творческий продуктивно-художественный подход родителей и детей к выполнению такого вида задания.

В рамках работы творческой группы были разработаны рекомендации и консультации для родителей по мордовским театрам и музеям.

У детей необычно возрос интерес к истории мордовского народа. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Главное в работе — не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.

   В этнокультурных традициях дети приобретают убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые им для нормальной жизни в обществе. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка и создается ситуация, обращенная к разуму и сердцу ребенка, создается «модель поведения» и через образ героя учит, с кого брать пример.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

Создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду

Консильтация для воспитателейо создание и обогащение этнокультурной среды в детском саду...

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

ГМО воспитателей групп детей раннего и младшего возраста «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством организации активного сотрудничества педагогов и родителей»

laquo;Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском садупосредством организацииактивного сотрудничества педагогов и родителей»...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

Значимость создания развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада по реализации экологического воспитания.

Создание экологического уголка в пространстве группы детского сада с учётом решения главных задач экологического воспитания....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход   в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные в...