Как растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.konspekt_kak_rasteniya_gotovyatsya_k_zime.docx | 842.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности (занятие)
в разновозрастной группе №1 детей от 5-7 лет комбинированного вида.
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Как растения готовятся к зиме»
Подготовила и провела:
Воспитатель МДОБУ
«Детский сад Боровичок»
п. Колтубановский
Фёдорова Н.С
.
2018 год
Организационная информация | Примечание | |||||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Познавательная, опытническая, коммуникативная, художественно-эстетическая, двигательная, восприятие художественной литературы | ||||
Методическая информация | ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Как растения готовятся к зиме» | ||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные: беседа, рассказ Наглядные: показ презентации «Схематичное поступление влаги в дерево», рассматривание моделей «Птицы», «Звери», «Человек», «Ветер» Практические: рассматривание листьев берёзы, проведение опыта, изготовление кормушек, сбор семян и плодов растений | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое, физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие | ||||
4. | Возрастная группа | разновозрастная группа детей от 5-7 лет | ||||
5. | Цель | Старшая группа: Обобщение и систематизация знаний детей об осени. Подготовительная группа: Систематизирование представления о состоянии растений осенью. | ||||
6. | Задачи | Образовательные задачи: Старшая и подготовительная группы: - формировать у детей знания о плодах и семенах деревьев и кустарников и о способах их распространения; Подготовительная группа: - закреплять представления детей о разных периодах осени и их характерных особенностях; - формировать умение исследовать объект (лист); - формировать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки предметов и явлений. Развивающие: Старшая группа: - развивать умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе; Подготовительная группа: - развивать познавательно - исследовательский интерес, привлекая к опытам; Подготовительная и старшая группы: - развивать память детей, воображение, мышление; - активизировать словарный запас: листопад, «форточка», парк, садовник. Воспитательные: Подготовительная группа и старшая группы: - воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и растениям; - воспитывать умение работать в группе; - воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности. | ||||
7. | Планируемые результаты | Ребёнок: Старшая группа: - имеет представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений; -имеет представление о чередовании времён года; - умеет устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность); Подготовительная группа: - знает о периодах осени (ранняя, середина, поздняя); - отмечает приметы осени – листопад, похолодало, заледенели лужи; - умеет устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды; - знает правила поведения в природе. | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Макет осеннего парка, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, муз. центр, диск, конверт с заданиями, разноцветные листья, листья берёзы, оборудование для опыта …семена растений макеты ветер, человек, птицы, звери, презентация последовательности поступления влаги к древу, материал для продуктивной деятельности модели – схемы | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание репродукций картины об осени: И. Левитан «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей, наблюдение иллюстраций и репродукций об осени в лесу, ведение календаря расцвечивание листьев, экскурсии в парк в период золотой осени, пение песен, разучивание стихов, загадывание загадок, рисование «В осеннем парке», рассматривание семян плодов растений, изготовление и развешивание кормушек для птиц, подготовка моделей ветер, птицы, звери, человек. Сбор семян и плодов растений. Разучивание танца с листьями. Наблюдения на участке за осенними изменениями. Чтение литературы И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью».Дид. игры: «С какого дерева лист», «Времена года», «Когда это бывает?» | ||||
1. Вводная часть | ||||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | - В группу приходит сотрудник Национального парка и приносит письмо. - Здравствуйте ребята, я сегодня получила письмо адресованное вам: Как вы думаете, от кого оно? Предположения детей Воспитатель: Чтобы узнать, давайте мы его откроем. Что же это такое? Высказывание детей. | 1 мин. | |||
1.2 | Мотивация деятельности детей. | Воспитатель: Чтобы нам узнать, я предлагаю его включить (диск со звуковым письмом и карточками с заданиями) Осень: «Здравствуйте ребята! Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку. Слушайте внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я…. (Осень) Правильно, я - Осень. Мною все любуются, обо мне пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита, осенью в природе происходит множество интересных явлений. | 1 мин. | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Осень : Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг, и я предлагаю вам узнать, как растения готовятся к зиме, поэтому приглашаю вас к себе в гости, в мой осенний парк». Воспитатель: Ну что ребята, хотите ли вы отправиться в осенний парк? Дети: Да, хотим! Воспитатель: Чтобы нам отправиться в осенний парк, Осень предлагает нам захватить с собой необходимые предметы по подсказке – карте (луп и коробочки для сбора семян (воспитатель готовит конверты с заданиями, баночки с клейстером, влажные салфетки, модели «садовников», заготовки для кормушек, модели – карточки) и сложить в рюкзак (одеваются). - Ну, вот мы и готовы. Ребята, давайте уточним, зачем мы идём в осенний парк? - Ответы детей. Дети под музыку проходят по дорожкам зигзаг (Дети под музыку заходят в группу – с изображением осеннего парка (Слайд 1) | 3 мин. | |||
2. Основная часть | ||||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: -Вот мы в нашем осеннем парке. Ребята, посмотрите, каким стал наш парк? - Ответы детей. Воспитатель: - Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, мы с вами оделись очень тепло. - Как вы думаете, как этот период осени называется? - Ответы детей. Воспитатель: - Правильно, этот период осени называется поздняя осень. Даже лежит снег и, кажется, что уже наступила зима, но всё равно ещё идёт осень, а снег бывает и поздней осенью. - А вы помните, каким был парк в начале осени? - Ответы детей: разноцветные, падали листья… Воспитатель: Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? - Ответы детей: Золотая осень Воспитатель: - Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые, и дети. - А кто помнит, как назывался первый период осени? Ответ детей Воспитатель: - Правильно, ранняя осень. - А когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил жёлтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад) В этом году мы наблюдали листопад в середине осени. - Ребята, а осень приготовила для нас задание (Конверт №1 с листьями) - Осень (читает воспитатель): В листьях и летом и осенью есть разные краски – и зелёные, и жёлтые, и красные. Я хотела бы узнать у вас, почему листья меняют цвет? Ответ детей Воспитатель: Действительно, осенью листья окрашиваются в разные цвета - и зелёные, и красные, и коричневые.… Самый сильный цвет - это зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество, но это вещество очень любит солнечный свет. (ст. гр.)- Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. (подгот. гр.)- Когда наступает осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно меняют свою окраску. Ребята, а на всех ли деревьях листья окрашиваются? Дети: - Нет, не на всех деревьях окрашиваются, например, листья сирени, тополя остаются зелёными. Воспитатель: - Действительно, осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных. Воспитатель: - Ребята, осень запомнила, как мы радовались листопаду и поэтому приготовила для нас корзину с осенними листьями и предлагает потанцевать с ними. (Исполняется танец с листочками, в конце танца дети подбрасывают листья) Воспитатель: - Какой красивый листопад у нас получился (Танцуют вместе) Я надеюсь, что вы вновь окунулись в яркие воспоминания о листопаде и получили удовольствие от ярких красок осени . Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы ответили на вопрос осени «Почему листья осенью меняют окраску»? Дети: Да, ответили. | 7 мин.
| |||
2.2 | Добывание (сообщение и восприятие) нового знания | - Воспитатель достаёт новое задание и читает. (Конверт №2) Осень: А вы знаете, что осень это время сбора плодов и семян, а на деревьях и кустарниках тоже есть и семена и плоды. Поэтому я предлагаю детям подготовительной подгруппы собрать плоды, а старшей подгруппы семена деревьев и кустарников, а затем рассказать о них. (Дети берут коробочки из рюкзака. Старшие дети собирают семена, а подготовительные плоды. Вместе с педагогом рассматривают, используя лупу и определяют что такое семя, и что такое плод) Воспитатель: - Ребята! Как вы думаете, зачем растениям плоды? (подготовительная группа) - А зачем растениям семена? (старшая группа) - Как вы думаете, как растение сажает свои семена? (подготовительная группа) - Дети: ответы Воспитатель: - Ребята, а я хочу вам открыть один секрет, у каждого растения есть свой «садовник», который помогает сеять семена. Вот посмотрите (достаёт из конверта модели, дети с педагогом рассматривают и определяют какой «садовник»). Что это за модель? Ветер – для этого «садовника» семена должны быть лёгкие, летучие. Как вы думаете, какие из собранных семян могут подойти для этой модели? Дети: Это крылатки (клён, липа, берёза, ясень). Посмотрите, что это за модель? Рассматриваем следующую модель. Звери – для этого «садовника» нужны такие семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти животного (шишки, репейник). Рассматриваем следующую модель. Это кто? Человек – для этого «садовника» подходят те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда). Следующая модель. Птицы – для этого «садовника» подходят те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах, т.е. в ягодах (боярышник, калина, рябина, шиповник). Дети: ответы детей. А теперь осень предлагает вам распределить между «садовниками» семена и плоды, которые вы собрали. Воспитатель: - Хорошо мы с вами определили «садовников». Помните, мы с вами наблюдали, как приходиться трудно птицам добывать корм зимой? И каждый год мы помогаем им пережить эти суровые дни. - Какую же помощь мы им оказываем? (изготавливаем кормушки, заготавливаем корм, развешиваем кормушки вместе с работниками Национального парка). А сегодня утром я заходила в младшую группу и мы с ребятами разговаривали о птицах. Они тоже захотели помочь им, но не знают, как это сделать. Как вы думаете, можем ли мы чем-то помочь малышам? Дети: да, мы можем изготовить кормушки. Воспитатель: что для этого нам понадобится? Дети проговаривают, на пеньке раскладывают заготовки кормушек, клейстер, нитки, кисти, дети готовят кормушки . Воспитатель: Ребятам старшей подгруппы вместе с Натальей Александровной я предлагаю отнести эти кормушки малышам в детский сад, а затем вернуться к нам. ( Дети старшей группы уходят) Воспитатель: - Ребята, а помните, мы с вами не ответили на вопрос осени. Почему листья опадают? Кто знает, почему осенью листья опадают? Дети: предположения. Потому что краснеют… Воспитатель: - А почему они не падают зелёными? - И почему опадают только осенью? Воспитатель: Посмотрите, осень припасла нам настоящие осенние листочки, возьмите их (из конверта в поднос высыпать) а с какого они дерева? Дети: это листочки берёзы. Воспитатель: - Да, действительно это листочки берёзы. А теперь я предлагаю вам взять лупы и рассмотреть внутреннюю сторону листа. Дети: рассматривают листья. Воспитатель: - Что же вы видите? Что это такое? Ребята, я хочу вам рассказать, почему опадают листья с веток. Оказывается, что листья - это «форточки» деревьев. - Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. (Слайд 2) - Корни впитывают воду из земли, (Слайд 3) потом она поднимается по стволу, (Слайд 4) по веткам, (Слайд 5) попадает в листья. (Слайд 6) - Солнце нагревает листья - «форточки» раскрываются (Слайд 6) выпускают влагу (Слайд 7) лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. Поэтому летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Воспитатель: - Так почему же листья осенью опадают? Дети: потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца! Воспитатель: Да, действительно, потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца! (Слайд 8) | 12 мин. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этом пеньке осень приготовила для нас материал, который поможет нам узнать, как влага поступает в дерево. И для этого нам понадобится блюдце с голубой водой, макет дерева. Вначале мы посмотрим, поступает ли влага к листьям в тёплый период. Для этого в воду с окрашенной водой опускаем макет дерева с корнями. - Происходят ли какие-то изменения с деревом? Дети - ответы Воспитатель: Как вы думаете, почему дерево окрашивается всё выше и выше? Дети: Влага сначала поступает по стволу, поднимается к веткам и листьям. Какой можно сделать вывод? а теперь покажите это в схеме (Моделирование) Так какой же мы делаем вывод? Вывод: В тёплый период влага через корни поступает в ствол дерева, затем к ветвям, а затем к листьям. Теперь мы посмотрим, как влага поступает в дерево зимой, когда холодно. В каком состоянии находится вода зимой? Дети: В замёрзшем. Воспитатель: - То есть, на что она похожа? Дети: на лёд Поэтому нам понадобится лёд (голубым цветом) и макет дерева. Воспитатель: Берём макет дерева, опускаем корнем в лёд и смотрим, происходят ли какие-то изменения с деревом? Саша, у тебя какие изменения (в темпе у тех, у кого происходит), а почему ничего не происходит? Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Дети: Вода поступает медленно по стволу, солнце не греет, поэтому движение влаги по стволу замедляется и листья - «форточки» дереву не нужны. Воспитатель: Вывод: Действительно, зимой влага поступает медленно по стволу, солнце не греет только светит, поэтому движение влаги по стволу замедляется и листья - «форточки» дереву не нужны. | 5 мин. (для подгот.) (0 мин для ст.) | |||
3. Заключительная часть | ||||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Рефлексия. Заходят в группу старшие дети Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие в осенний парк. А зачем мы ходили в осенний парк? Дети: мы узнавали, как растения готовятся к зиме? Так как же они готовятся? Какие изменения происходят осенью с растениями? Дети: узнали, что у осени есть 3 периода: ранняя, середина осени и поздняя, в эти периоды меняется окрас листьев, наблюдаем такое явление как листопад, созревают на растениях семена и плоды, которые помогают птицам зимовать, у растений есть «садовники », которые помогают сеять семена, узнали, почему опадают листья, и почему зимой они деревьям не нужны. Воспитатель: А помогаете ли вы деревьям пережить суровую зиму? И как? Дети: Засыпаем листвой корни деревьев, а зимой огребаем снегом, стараемся не ломать ветви. Воспитатель: Я думаю, что вам понравилось наше путешествие, вы узнали много нового и интересного об осенних периодах и сможете поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями. А теперь мы возвращаемся в детский сад. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как растения готовятся к зиме? Экскурсия в парк
Данная образовательная деятельность проводится в парке. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим....
как растения готовятся к зиме
экскурсия...
Презентация "Как животные и растения готовятся к зиме"
Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышления, восприятие, память, творческие способности детей...
Экскурсия в осенний парк "Как растения готовятся к зиме"
Экскурсия в осенний парк позволила показать детям всю красоту осенней природы. Дети получили море положительных эмоций от общения с природой, принесли с экскурсии природный материал, который пригодилс...
Экскурсия в парк "Как растения готовятся к зиме"
Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учит...
Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)
Задачи:1. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2. Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...
Конспект занятия "Как растения готовятся к зиме"
Конспект занятия проведен с детьми в рамках ДОУ по теме недели. "Зима"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо,понравилось.
Спасибо,понравилось.
Очень понравился конспект для
Очень понравился конспект для возрастной группы.