«Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды»
материал

Соколова М.Ю.

Патриотизм - это сложное чувство, возникающее в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

          Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды»

Проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна.

            В последнее время вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошёл резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.  

            Патриотизм - это сложное чувство, возникающее в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

             Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В сентябре 2017 года на базе  МБДОУ «Д/С №16»  была начата работа по теме: «Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды».

Воспитательно-образовательная работа в рамках реализации инновационной деятельности велась на протяжении четырех лет. Для этого использовалась основная образовательная программа МБДОУ «Д/С №16», рабочая  программа «Дом, в котором я живу», авторы творческая группа по патриотическому воспитанию.

               Целью инновационной деятельности  стала разработка системы педагогической деятельности по формированию гражданских позиций старших дошкольников на основе интеграции образовательной среды дошкольного учреждения.

          Для достижения поставленной цели, был определен следующий ряд задач:

  • Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
  • Определение и апробацию условий, обеспечивающих развитие личностных качеств в контексте гражданско-патриотического воспитания (интегративная образовательная среда, содержание, средства, технологии, критерии и показатели, диагностический инструментарий).
  • Проектирование модели формирования гражданских позиций старших дошкольников в условиях создания интегративной образовательной среды.

Объектом инновационной деятельности явился процесс формирования активной гражданской позиции старших дошкольников через идентификацию, самореализацию в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гипотеза: формирование гражданских позиций старших дошкольников будет успешным при условии, если:

  • будет создана интегрированная образовательная среда;
  • будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;
  • разработаны и внедрены технологии, способствующие формированию гражданских позиций в системе гражданско-патриотического воспитания;
  • цели воспитательно-образовательного процесса будут ориентированы не на приобретение знаний, а на развитие личностных качеств, составляющих понятие «гражданская позиция» (патриотизм, гражданственность, нравственность, активная жизненная позиция, творчество).

 В основу концепции инновационной деятельности МБДОУ была положена идея, прописанная в «Национальной доктрине образования РФ», где подчёркивается: «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Содержание воспитательно-образовательного процесса было определено государственной программой развития, рекомендованной Министерством Образования РФ, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»; основной образовательной программой МБДОУ и рабочей программой «Дом, в котором я живу».

Процесс формирования активной гражданской позиции старших дошкольников является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа.

Работа эта многоплановая, поэтому ее осуществление проходило  по нескольким направлениям, реализуемых в целостной интегративной образовательной среде:

1.        Обучение детей через:

  • приобщение к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями и памятными местами;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организацию сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
  • организацию творческой, продуктивной игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

2.        Через развивающие технологии региональных компонентов:

  • История развития Рязанской области, родного города;
  • Экскурсии и рассматривание иллюстраций культурного наследия наших земляков;
  • Слушание и обыгрывание русских народных сказок, фольклорных произведений;
  • Создание обучающих моделей через продуктивную деятельность.

3.        Специально организованная образовательная деятельность ребёнка: занятия познавательного характера, социально-эмоциональные игры, своевременное развитие основ этическо-морального поведения детей и развитие ценностного отношения к окружающему.

4.        Проектная деятельность – даёт каждому ребёнку экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.

5.        Диагностические мероприятия - одно из ключевых направлений работы, направленное на диагностику познавательного и культурно-ценностного отношения детей на основе использования специальных гражданско-патриотических методик, адаптированных для разных возрастных групп воспитанников.

6.        Мероприятия, проводимые для развития и закрепления гражданско-патриотических чувств: игры-развлечения с привлечением родителей воспитанников, праздники-встречи с ветеранами ВОВ, занятия с использованием электронных презентаций, посещение музея детского сада «Защитники Отечества», музеев города.

7.        Работа с семьёй: пропаганда гражданско-патриотического воспитания через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории, привлечение к общественной жизни через разные формы взаимодействия.

8.        Работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. Это условие выражается, прежде всего, в осознании, что формирование духовно-нравственных основ ребёнка, эмоций, чувств, мышления, осознание себя в окружающем мире – основной показатель в их деятельности. От того, насколько готов педагог, специалист ДОУ к работе в условиях инновационной деятельности, зависит качество работы ДОУ в целом.

При использовании технологий по формированию гражданских позиций дошкольников в условиях создания интегративной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, за основу мы взяли  методы, предложенные С. А. Козловой и методы обучения и развития творчества Н. Н. Подъякова.

  • Методы, повышающие познавательную активность:

- элементарный и каузальный анализы (причинные связи);

- сравнение;

- моделирование и конструирование;

- экспериментирование и опыты.

  • Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

- игровые: воображаемые ситуации;

- сюрпризные моменты;

- элементы новизны.

  • Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

- приём предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности;

- перспективное планирование;

- использование в одном виде деятельности приёмов и навыков, полученных в других видах деятельности;

- беседа.

  • Методы обучения и развития творчества:

- эмоциональная насыщенность окружения;

- мотивирование детской деятельности;

- прогнозирование (обобщённое умение рассматривать предметы в движении – прошлое, настоящее и будущее);

- игровые приёмы;

- проблемные ситуации и задачи;

- вопросы, задаваемые детьми;

- неясные знания, догадки, предположения.

  • Методы ТРИЗ:

- метод противоречий;

- метод мозгового штурма;

- метод контрольных вопросов;

- метод проб и ошибок;

- моделирование.

Реализации инновационной деятельности осуществлялась в три этапа, на каждом из которых были определены цели, содержание, предполагаемый результат.

Этапы инновационной деятельности

Этапы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1 этап подготовительный.

Цель – создание необходимых организационных условий в микросоциуме ДОУ, позволяющих осуществлять формирование гражданских позиций дошкольников, интегрированный подход к организации образовательной среде.

  1. Изучение теоретических предпосылок формирования личностных качеств дошкольника, входящих в понятие «гражданская позиция»;

Изучение методик организации интегрированной образовательной среды.

  1. Организация творческой группы по разработке нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
  2. Отбор и определение критериев и показателей, диагностических методик для установления уровня развития личностных качеств детей на каждом этапе реализации проекта.
  3. Отбор содержания, технологий, учебного и дидактического материала.
  4. Проведение диагностического обследования детей по установлению исходного состояния уровня  гражданско-патриотического воспитания, изучения влияния интегративной образовательной среды в инновационной деятельности.
  5. Разработка нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
  1. Понятийная и когнитивная готовность педагогов.

Теоретическая готовность педагогов.

  1. Положение об инновационной деятельности, положение о кафедре ДОУ, приказ о включении в инновационную деятельность, модель, программа, планы поэтапной реализации инновационной деятельности.
  2. Критерии и показатели уровня сформированности гражданских позиций старших дошкольников.
  3. Протоколы диагностики, определяющие исходный уровень детей и педагогов.

2 этап основной.

Цель – реализация программы инновационной деятельности по апробации технологий создания интегративной образовательной среды и формирования личностных качеств, составляющих понятие «гражданская позиция».

  1. Проведение семинаров, мастер-классов для педагогов для овладения практико-ориентированными умениями по формированию гражданских позиций дошкольников через создание интегрированной образовательной среды.
  2. Включение методов и приёмов для развития личностных качеств детей дошкольного возраста через компоненты, формирующие гражданские позиции личности ребёнка (познавательный, поведенческий, мотивационно-ориентировочный), и компоненты образовательной предметной среды.
  3. Подготовка и проведение мероприятий, направленных на формирование активной личностной позиции.
  4. Привлечение общественных организаций, специалистов к гражданско-патриотическому воспитанию в системе организованной образовательной среды.
  5. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по формированию личностных качеств ребёнка в контексте гражданско-патриотического воспитания.
  6. Проектирование сборника занятий.
  1. Практико-ориентированная готовность педагогов – участников инновационной деятельности.

  1. Самореализация детей: проявление личностных качеств, активной личностной позиции.

Проявление активности родителей, педагогов при взаимодействии с детьми.

Конспекты НОД.

3 этап итоговый.

Цель – проведение мониторинговых исследований по определению эффективности выдвинутой гипотезы

  1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми в системе интегрированной образовательной среды.
  2. Отслеживание уровня развития личностных качеств, формирующих гражданскую позицию в условиях интегрированной образовательной среды.
  3. Подготовка сообщений на педагогическом совете по проблеме «Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегрированной образовательной среды».
  4. Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме «Формирование гражданских позиций дошкольников в условиях создания интегрированной образовательной среды».
  5. Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление инновационного материала.

Обобщение результатов инновационной деятельности:

- презентация опыта на уровне города, области;

- подготовка рукописи к публикации, размещение на сайте ДОУ.

Работа по формированию гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды была организованна  по принципу «от простого к сложному». Она состояла  из следующих тематических блоков:

  • «Моя семья. Мой дом»;
  • «Детский сад»;
  • «Моя малая Родина»;
  • «Мой родной Рязанский  край»;
  • «Родная страна».

В процессе работы инновационной площадки педагогами совместно с воспитанниками и их  родителями были разработаны и реализованны познаваетльно-творческие проекты:

  • «Птицы Рязанской области области»;
  • «Касимовская сторона. Ока-красавица»;
  • «Растения Рязанского края»;
  • «Праздники  и традиции города Касимова» и др.

Во всех возрастных  группах предметно – пространственная развивающая среда была преобразована в соответствии  с патриотической направленностью:

  • Созданы  центры  «Моя Родина - Россия», в которых находятся альбомы, книги, иллюстрации, игры, демонстрационный материал и другое.
  • Подобранны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Одень куклу» и др.;
  • Оформлены  папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой город Касимов», «Памятники города Касимова», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Предметы русского быта», «Русский костюм»;
  • Собрана художественная литература «Сказки Руси»;
  • Подобрана  методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о подвигах великих Донских казаков, ветеранов в годы ВОВ, о России, о Российской армии;
  • Создана методическая копилка «Конспекты НОД».

Для воспитателей проходили консультации  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе», «Внедрение в образовательный процесс программы «Дом, в котором я живу», «Развитие духовности через познание детьми природы Рязанского края».  Проблема реализации», «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании дошкольников» и др. Проводились тематические педагогические советы («На родной земле», «Люби и знай Рязанский край», «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»).

Для родителей проводились групповые  собрания по теме: «Воспитание любви к родному городу в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», были разработаны  памятки по патриотическому воспитанию дошкольников. Так же родители воспитанников принимали активное участие во всевозможных выставках, конкурсах, фестивалях и праздниках, проводимых в детском саду.

Аналитические результаты опыта работы

Для определения уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников использовались  следующие критерии:

- мотивационный (желание и стремление к познавательной деятельности в рамках патриотического воспитания);

- эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

- действенно - практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Данные критерии были разработаны с помощью методики обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

Основываясь на представленные выше критерии были определены целевые ориентиры, которые позволили отслеживать степень усвоения:

  • объем и полнота знаний старших дошкольников о родной стране, области,  городе;
  • отношение к окружающей среде, проявление дружелюбия и умения заботиться о ближних, умение анализировать свои поступки и поступки других;
  • Проявление познавательного интереса к тематике патриотического воспитания, т.е. к истории своей семьи, города, России,  стремление участвовать в мероприятиях данного направления и самостоятельного получения знаний из доступных источников .

Сравнительная диаграмма уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников МБДОУ «Д/С №16»

            - низкий уровень;                 - средний уровень;        - высокий уровень.

     Мониторинговое обследование  показало, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации инновационной деятельности  имеет положительную динамику, что хорошо видно на представленной диаграмме.  Это говорит о том, что дети узнают и называют символику страны, округа, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях  нашего края, города, о жизни, быте и традициях  русских. Сравнительный анализ данных исходного и итогового уровня мониторингового обследования  сформированности у детей уровня  гражданско-патриотического воспитания показал положительную динамику развития, что проявилось  в устойчивом  объеме  знаний у детей, умении уверенно аргументировать свой ответ, в активном проявлении познавательного интереса, в способности получать информацию из доступных источников, а так же в проявлении стремления к участию в предлагаемых мероприятиях.

Мы провели диагностическое исследование уровня патриотизма у детей старшего возраста: из 41 опрошенных воспитанников воспринимают  “Патриотизм” как духовная ценность и

  1. Соотносят  с малой родиной  80 % опрошенных;
  2. Связывают  с любовью к Родине – 65 % опрошенных;

 3. Выражают чувство гордости за историческое прошлое- 75 % опрошенных

Результаты  исследований показывают, что у большинства  воспитанников старшей и подготовительных групп чувство патриотизма достаточно сформировано, в процессе  дальнейшей     деятельности по патриотическому воспитанию мы хотим добиться того, чтобы дети  хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордиться ей, и стремиться вести здоровый образ жизни и что у воспитанников будет возрастать активность. Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания является  педагогическая поддержка развития патриотических чувств, становление субъектного опыта патриотической деятельности.

Первым приоритетным направлением инновационной деятельности нашего детского сада является это формирование у родителей и воспитанников представление о здоровом образе жизни, доказать родителям, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. творческая группа «Физическое развитие»  четыре года работает над созданием программы «Дорожка здоровья».

 «Дорожка здоровья» помогает детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих, развивает профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения  в здоровьесбережении. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что организованная работа по патриотическому воспитанию помогла обеспечить эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников, поставленных государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и усваивает необходимые знания, приобретает опыт.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.

         Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы педагоги, педагоги - дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Н...

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...

«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...