Проект "Семейные ценности"
проект

Семенова Алена Павловна

Проект "Семейные ценности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Проект

«Семейные ценности»

Составили: воспитатели Умарова И.А., Семёнова А.П.,

педагог-психолог Кизерова О.С.,

социальный педагог Гурова Е.В.

г.Советский

Цель проекта: социально-личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.
  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь-февраль

Участники проект: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, дети старших групп №11, № 6, родители

Актуальность темы

        Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

        Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

        В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемые результаты:

От детей:

1. Развитие  нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2.Формирование семейных традиций

От родителей:

1.Повышение уровня педагогической культуры.

2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

От педагогов:

1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».

2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Методы и приёмы:

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: 

  1. метод сравнения.
  2. элементарный анализ.
  3. метод моделирования и конструирования.
  4. метод проектной деятельности.
  5. метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  6. метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

 4.Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа

Этапы проекта:

I этап – диагностико – аналитический.

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

II этап – реализация проекта согласно плану

III этап – итоговый        

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

Результаты рассматривались по следующим направлениям:

  1. Семейные роли
  2. Нарушение эмоциональных контактов
  3. Конфликтные отношения в семье
  4. Агрессия в семейных отношениях

Списочный состав группы человек, в исследование приняли участие детей.

По результатам диагностики были получены следующие данные:?

Для выявления уточнения значимости семейных ценностей для родителей было проведено анкетирование. ?

План реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Результат

Изучение и анализ литературы по данной теме.

ноябрь

педагоги

Социальный педагог педагоги-психологи, воспитатели

Диагностика  детей «?» (рис.тест ?

- ноябрь

февраль

дети

Педагог-психолог

Анкетирование родителей по теме проекта.

ноябрь

родители

Социальный педагог

Составление плана работы

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагоги-психологи, социальный педагог

Разработка содержание проекта

«Семейные ценности»

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагоги-психологи, социальный педагог.

Консультации   с педагогами деятельность проекта

ноябрь

специалисты

Специалисты

Беседы с детьми на тему: «Моя семья»

Рисование рисунка.

ноябрь

Дети педагог-психолог

Педагог-психолог

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

Ноябрь

родители

Воспитатели

Родительское собрание семинар-практикум «Семья основа воспитания»

Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности.

28,29 ноября

Родители, дети, педагоги

Воспитатели

Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» тема «Быт и семейные традиции коренных народов округа»

15декабрь

дети

воспитатели

Семейный клуб «За руку с семьей» -семинар практикум «Поговори со мною мама» старшие группы №11,6-

10 декабрь

родители

Педагоги-психологи, социальный педагог,  воспитатели

Беседа на тему: «Мои близкие».

Чтение литературы

декабрь

дети

Педагоги-психологи, социальный педагог,

беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья»)

декабрь

дети

воспитатели

Изготовление дидактических игр на тему семья

декабрь

Родители , дети

воспитатели

Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким  «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье

январь

дети

воспитатели

Сюжетно-ролевые игры «Семья»

январь

дети

воспитатели

Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности»

январь

Дети, воспитатели

воспитатели

Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи».

январь

родители

Педагоги-психологи, социальный педагог,  воспитатели

Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи».

январь

Родители, дети

воспитатели

Выставка «Семейные ценности» (фото-газета, древо, игры, пака передвижка, литература, рисунки детей)

февраль

Родители, дети

Педагоги-психологи, социальный педагог,  воспитатели

Подготовка к викторине

февраль

дети

Педагоги-психологи, социальный педагог,  воспитатели

Организация семейного мероприятия    «Моя семья – мое богатство»

февраль

дети

Педагоги-психологи, социальный педагог,  воспитатели

Предполагаемый результат проекта:

  1. Умение составить свою родословную.
  2. Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
  3. Уважительное отношение к старшему поколению.
  4. Бережное отношение к семейным фотографиям.
  5. Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды (изготовление игры) январь-февраль
  6. Повышение  качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
  7. Повышение  уровня родительской активности и их педагогических возможностей в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  8. Воспитание чувства принадлежности ребенка к семье, укрепление семейных взаимоотношение.

Продукт проектной деятельности:  Организация  выставки творческих работ детей   в   детском саду. Консультации, памятки,   папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: дидактические игры, генеалогическое дерево. Фото-газета. Викторина дети и родители.



Предварительный просмотр:

«Основные семейные традиции» 

  • Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. 
  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу. 
  • Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. 
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. 
  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. 
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.). 
  • Сказка на ночь; 
  • Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/068a/00001a11-e005694a/img5.jpg

Подготовила:

Семёнова А.П.,

 воспитатель

2019г.

Реализация проекта

Мероприятия

срок

Изучение и анализ литературы по данной теме.

ноябрь

Диагностика  детей  (рисуночный тест).

Ноябрь, февраль

Анкетирование родителей по теме проекта.

Декабрь

февраль

Составление плана работы

ноябрь

Разработка содержание проекта «Семейные ценности»

ноябрь

Консультации   с педагогами деятельность проекта

ноябрь

Беседы с детьми на тему: «Моя семья»

Чтение литературы

ноябрь

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

декабрь

II этап – реализация проекта согласно плану

Семинар-практикум для родителей «Семья основа воспитания» (фото – газета «Самая, самая семья»)

10 декабря

Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» на тему «Быт и семейные традиции коренных народов округа»

декабрь

Беседа на тему: «Мои близкие». Чтение литературы

декабрь

Беседы  с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья»)

декабрь

Изготовление дидактических игр на тему семья.

декабрь

Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я. Аким  «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье.

январь

Сюжетно - ролевые игры «Семья»

январь

III этап – итоговый

Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности»

январь

Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи».

январь

Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи».

январь

Выставка: «Семейные ценности» (фото – газета «Самая, самая семья», древо, игры, папка  - передвижка, литература, рисунки детей).

февраль

Подготовка к викторине.

февраль

Викторина «Моя семья – мое богатство»

февраль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...

Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)

Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"

Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...

"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."

Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...