Организация проектной деятельности старших дошкольников в ходе подготовки сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».
методическая разработка (старшая группа)
Проект сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_igraem_v_teatr.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности
старших дошкольников в ходе подготовки
сюжетных игр.
Проект подготовки сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».
Цель: Обобщать и закреплять знания детей о театре; театральных профессиях; познакомить детей с театральными понятиями и терминами.
Задачи: Вызвать желание больше узнать о театре, театральных профессиях. Активировать речь и мышление в ходе решения игровых проблемных ситуаций.
Развивать умение переводить полученные знания в условный план игры.
Поддерживать фантазию детей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.
1 этап. Постановка проблемы.
- Ребята, вы уже знаете, что в этом году мы с вами, по объективным причинам, не сможем принять участие в конкурсе «Золотой ключик», но все-таки мы с вами в душе артисты и не можем жить без выступлений, поэтому я предлагаю устроить в нашем детском саду настоящий театр своими силами, а потом научим играть в театр детей других групп, и даже может быть научим играть в театр своих родителей. Мы с вами будем ставить спектакли, концерты, цирковые представления и будем приглашать на них всех желающих.
2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
На этом этапе проводится беседа с использованием элементов «мозгового штурма». «Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения при котором создается поисковая проблемная ситуация.
Детям задаётся серия вопросов:
- Что нам необходимо, чтобы создать свой театр? (Необходимо знать из чего состоит театр, его составные части, театральные профессии; виды и жанры театров; театральные понятия и термины).
- Кто из вас уже был в театре? Если знаете название, то в каком театре вы были? Какой спектакль или представление смотрели?
- Кого ещё, кроме артистов, вы видели в театре? Кто ещё в нём работает? (Кассир-билетёр, контролёр, буфетчицы, осветители и др.).
- А как вы думаете, кто-нибудь ещё работает в театре, кого мы не видим, когда приходим в театр? (Директор, режиссер…).
- Откуда в театре берутся куклы, декорации, костюмы? Их артисты изготавливают самостоятельно? (Нет).
- Все театры одинаковые? Чем отличаются?
- Где можно найти информацию о театре, театральных профессиях, видах театров? (спросить у родителей, в книгах о театре, энциклопедиях, в интернете, в самих театрах).
3 этап: Составление карты детских идей.
Дети сидят на полу вместе с воспитателем и проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы «Театр».
Воспитатель или дети самостоятельно, на листе бумаги или на доске изображают «карту детских идей»: в центре записана тема, от неё исходят стрелки с записями ключевых слов, произнесённых детьми (так называемая «паукограмма» из-за сходства с паутиной). Нужно записывать ответы всех детей и рядом указывать имя ребёнка. По возможности обозначенные детские идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок.
4 этап. Расширение представлений и обогащение знаний.
Дети вместе с родителями ищут интересующий их материал, приносят его в детский сад и делятся полученными знаниями со всеми детьми группы. А воспитатель в свою очередь разрабатывает интегрированный учебный план образовательной деятельности детей по теме «Театр».
Образовательная область | Образовательная деятельность воспитателя с детьми |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Ознакомление с трудом взрослых (театральные профессии). 2. Дидактические игры: «Кем быть» «Кому что нужно для работы» (театральные профессии). «Из чего сделаны костюмы» «Как вести себя и чего не стоит делать в театре». «Определи настроение» (грусть, печаль, удивление, радость, злость…). «Покажи без слов» (мимика, жесты). «Хоровод сказочных героев» 3. Театрализованные игры. |
Познавательное развитие | 1. Экскурсия в музей театрального и музыкального искусства (пл. Островского д. 6) «Детские программы». 2. Прослушивание аудио-энциклопедии для детей «Знакомство с театром». 3. Энциклопедии и журналы о театре. 4. Образовательные путешествия: «Детский театр» «Д/в» № 4 – 2005 г. стр.38. «Кафе «Забава»» «Д/в» № 4 – 2005 г. Стр.38. Проект «Сказка наоборот» - «Игра и дети» № 2 – 2004 г. Стр. 14. «Знакомство с монетами и отсчёт сумм» - «Игра и дети» № 1 – 2004 г. Стр. 6. 5. Математические игры на состав числа. 6. Игры со светом и цветом. 7. Конструирование: «Кошелёк», «Сумочка» - оригами 8. Моделирование игрового пространства из мягких блоков и мебели: «Билетная касса» «Гардероб» «Кафе» «Сцена» «Зрительный зал» и т.д. |
Речевое развитие | 1. Чтение отрывков и рассматривание иллюстраций из книги артиста Игоря Горбачёва. 2. Чтение детям: А. Толстой «Что такое театр»; «Театр от А до Я» (детская энциклопедия). Ю. Алянский «Азбука театра». Е. Рагул, М. Козырева «Театр в чемодане». В. Драгунский «Денискины рассказы». 3. Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом на тему «Поход в театр». 4. Составление рассказа из личного опыта «Поход в театр». 5. Игровые проблемные ситуации: «Если в театре выключили свет» «Если в театре начался пожар». |
1. «В стране весёлых песен» (театрализованное представление) «Д/в» №12 – 1994 г. Стр. 95. 2. «Светофор» (театр на фланелеграфе). 3. «Любочка и её помощники» (показ малышам). 4. «Весёлый цирк». 5. Изобразительная деятельность: «Мы рисуем театр» «Мы увидели в театре» «Рисуем музыку» 6. Ручной труд: афиши, программки, билеты, деньги, пригласительные, билеты, изготовление костюмов масок, декораций для спектакля. | |
Физическое развитие | 1. Цирковые номера. 2. Акробатические номера. 3. Игры малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». «Море волнуется раз…». |
Итог этого этапа – обсуждение результатов проекта со всеми детьми группы. Попросить детей вспомнить все занятия в рамках проекта. Детям задаются вопросы:
- Узнали вы что-нибудь новое, чего не знали раньше?
- Узнали вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий проекта вам понравилось больше всего?
В ходе обсуждения пополняется «паукограмма» или составляется заново.
5 этап. Обучение детей сговору на сюжетно-ролевую игру «Театр».
Педагог с детьми садятся в круг. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, помогающие общему представлению детей о теме игры и выявляющие их личный опыт,.
- Какое представление мы с вами можем разыграть? (спектакль, Цирковое представление. Концерт и т. д.)
- Что нам для этого необходимо? (составить сценарий)
- Кем мы должны стать, чтобы написать сценарий? (сценаристами)
- Кто нам поможет разыграть спектакль? Как называется человек, который руководит работой артистов? (режиссёр)
- Какие ещё роли мы можем принять на себя в этой игре? (артисты, кассир-билетёр, контролёр, буфетчица, гардеробщик и т. д.)
6 этап. Подбор и изготовление материала для игры.
Материал для игры нужно подобрать как можно быстрее, пока интерес не угас. В него обязательно должны войти не только игрушки, но и настоящие предметы. (бинокли, сумочки и т. д.)
Отдельные атрибуты изготавливаются совместно. (афиши, билеты, програмки, деньги, кошельки и т. д.)
Итог – создание игровой зоны. Элементы игровой конструкции – подписаны, например: касса, контроль, музей, буфет и т. д. .
7 этап. Основной. Выполнение проекта – разыгрывание.
Дети разыгрывают сюжет по ролям, приглашая на свои представления детей из других групп, родителей. В дальнейшем игра проходит без присутствия посторонних люде, между детьми группы. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно. Воспитатель может включиться в игру как партнёр в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своём и навязывать свои идеи. Дети пробуют себя в разных ролях, более разнообразными становятся их игровые действия, развивается сюжет игры, дополняются атрибуты.
После того как игра налажена воспитатель берет на себя особую, постоянную для всех игр производственно-приключенческого жанра роль, которая, как правило никогда не присутствует в играх детей – это роль диспетчера или администратора. Эта роль помогает взрослому, не участвуя непосредственно в процессе игры в любой момент включиться в неё на некоторое время, оказав игре необходимую поддержку. Воспитатель может снова выйти из игры до того момента, когда детям вновь потребуется помощь педагога.
Если игра плохо развивается, воспитатель может подключиться к игре в роли из новой линии как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.
7 этап. Заключительный.
Когда интерес детей к игре начинает ослабевать, перед входом в игровую зону вывешивается знак «закрыто».
Дети с воспитателем обсуждают, как и во что они играли: с чего проект начался; как была организована игровая зона; что новое они узнали; кто кем был и что делал. Собирают все детские рисунки в альбом. Затем дети с воспитателем разбирают игровую зону и убирают атрибуты в специальные коробки для хранения. Коробки подписываются, можно вместе с детьми составить список сложенных в нее предметов – это развивает основы грамоты и воспитывает аккуратность, а так - же облегчает поиск нужной вещи в дальнейшем.
Общая продолжительность проекта примерно 3-4 недели.
Список литературы.
1. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» (Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста) Москва 2005 г.
2. К.Ю. Белая, В.М. Сотникова «Разноцветные игры» Москва «Линка-Пресс» 2007 г.
3. «Дошкольное воспитание» №1, 2008 г. Л. Баева «Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии».
4. «Дошкольное воспитание» №1, 2007 г. Н. Комратова «Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников».
5. «Дошкольное воспитание» №2, 2007 г. Н. Комратова «Проектная деятельность: культура и экология».
6. «Дошкольное воспитание» №2, 2008 г. Е. Подольская «Сегодня мы отправимся в не обыкновенное путешествие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Обобщение опыта работы с теоретическим обоснованием....
"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников.
Ильюша Ирина Васильевна"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников....
Организация проектной деятельности старших дошкольников
презентация...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Интерактивная игра с педагогами на тему «Организация проектной деятельности с дошкольниками»
Цель: систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду и повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на ...
Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности
Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....
Презентация "Организация самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Цель: Создать условия для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...