Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».
методическая разработка
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем:
- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат.
- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
- незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.
- педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.
Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
- Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
- Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.
- повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).
Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Этапы работы:
1. Изучение литературы по данному вопросу,
2. Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ.
3. Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
4. Анкетирование родителей.
5. Реализация нетрадиционных форм работы с родителями.
6. Анализ результатов работы.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.
В повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.
Надо предостеречь педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях ребенка. И это может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем. Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями - «перестановка акцентов», а внутренняя - установление доверительных отношений с родителями. Доверие родителей к педагогу должно основываться на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Я добавила такие формы взаимодействия:
- Непрерывная образовательная деятельность с участием родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия включает в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов). Родитель принимает непосредственное участие в деятельности.
- Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
- Анкетирование родителей.
Цель: Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
- Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен был посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе.
- Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
- Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Групповые собрания родителей. Подбирается музыкальное сопровождение, игра для снятия напряжения, небольшой текстовый материал, рекомендации, совет. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания (по теме собрания); обсуждение текущих организационных вопросов. По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
- "Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашались родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся у нас 2 = 3 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами, но не только, они могли и поиграть с детьми, не отказывались и от участия. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе оформлен групповой стенд (уголок для родителей). Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.
- Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
- Конференции родителей и воспитателей.
Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ (обучение грамоте, развитие речи…).
Как использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают нам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями помогут некоторые формы письменного общения.
- Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и дать общую информацию о нем, информация о создании безопасных условий дома.
- Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Воспитатели приготовили для родителей картотеку с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года. Картотеку «Игры между делом», «Игры дома».
- Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях в ДОУ и др.
- Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателем. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Применение инновационных методов работы с семьями помогло установить более тесный контакт с родителями, повернуть их взгляды на ребёнка, на отношения в семье. Большинство родителей воспитанников, посещающих наши мероприятия, понимают, что это важно для развития ребёнка, для установления позитивных контактов с ним и с детским садом. Родители стали принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, обустраивать и украшать групповые помещения и участки. Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения. Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.
По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ. Открываются сайты групп, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду, чем занимались, идёт переписка между родителями и воспитателем.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. По наблюдениям более, чем у 59% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Проведя анализ работы родителей, я составила таблицу активности;
группа | семья | всего родителей | активисты | исполнители | наблюдатели | |
Младшая | 22 | 42 | 8% | 27% | 65% | |
Средняя | 24 | 46 | 27% | 27% | 46% | |
Старшая | 24 | 45 | 61% | 34% | 5% | |
Подготовительная | 23 | 43 | 75% | 24% | 1% |
По результатам диагностики в группах увеличилось число родителей активистов и исполнителей, уменьшилось количество родителей наблюдателей. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто нужное для ребенка в отсутствии родителей. Мы не имеем право забыть, о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только образовательным организациям, но и семье, которая формирует социальный заказ на подготовку ребёнка к школе. При взаимодействии с семьями воспитанников, педагоги познакомили родителей (законных представителей) с новыми требованиями дошкольного образования. Обеспечивают его открытость, создают условия для участия родителей в образовательной деятельности, поддерживают их в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекают семьи воспитанников в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством организации открытых мероприятий, творческих конкурсов. Коллектив учреждения готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании, постоянно находится в поиске нового. Педагоги считают, что не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило нам решить те задачи, которые мы перед собой ставили. Работа продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Обобщение опыта работы по теме " Нетрадиционное рисование как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста любви к малой Родине"
Днаанй материал поможет педагогам работать в данном направлении.Удачи!...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ" (печатание листом)
Расширение знаний педагогов о нетрадиционных методах рисования....
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...
Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"
Печатание листом...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...