Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
11 декабря2019
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизических, биологических и социальных условий развития.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывая сильное влияние на его развитие.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применять и соответствующий метод обучения.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
-постановка проблемы, которую необходимо решить;
-целеполагание;
-выдвижение гипотез;
-проверка гипотез;
- анализ полученного результата;
-формулирование выводов.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
-идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
-развивается речь ребенка;
-происходит накопление умственных умений;
-развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Познавательная активность в процессе детского экспериментирования позволяют эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности детей.
Автор: Лисицкая В.А.
Используемая литература:
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ./Сост.Н.В.Нищева.-СПб:ООО"Издательство"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отчет по проекту «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...
Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....
Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отража...
Проект: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость реализации образовательной программы дошкольного образо...
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Статья
Познавательный интерес у старших дошкольников...
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕСЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию....