Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.  

   Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. 

    Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Наша задача – создание условий, побуждающей детей активно применять все свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.

Для полноценного развития ребёнку – дошкольнику необходима спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Важно создать условия, способствующие принятию детьми самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей.

   В своей практике в течении дня я использую групповой сбор, с целью формирования доброжелательных отношений между детьми, создания атмосферы поддержки между детьми и взрослыми, создания общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; выявление детских интересов.

   Уйти от традиционного и привычного действия по заранее задуманному образцу, мне помогло внедрение проектной деятельности в образовательной процесс. Эта новая образовательная технология, которая подразумевает инициативу и проявление самостоятельной активности ребёнка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок не может сформулировать проблему, определить её цель (замысел). Поэтому, воспитательно- образовательный процесс ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.

   В процессе использования проектной деятельности развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.      

   Для развития детской инициативы нужно:

  1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.
  2. Давать интересные задания, или, где у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативу ребёнка.

Способы и направления поддержки детской инициативы – создание условий для свободного выбора детьми любой из видов деятельности.

- предметно- развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой  деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

   Также важно наличие взаимного уважения между воспитателями и детьми. Если дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

   Задача воспитателя – создание различных проблемных ситуаций, побуждающих детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

   Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

   Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определённое время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

   Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек и т.д.

  Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

  1. предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы;
  2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  3. не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого, как личность;
  4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия: приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  5. поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребёнка создавать для него все необходимые условия;
  7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  8. поощрять различные творческие начинания ребёнка.

    Детская инициатива выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и  именно это оказалось важным для других. В это случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

 

      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из основных принципов дошкольного образования построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях детей.

Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.Индивидуализация дошкольного образования...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

Раздел к основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

Основные принципы моей деятельности.

На протяжении многих лет я стремлюсь к повышению собственного профессионального уровня через общение с коллегами и  знакомство с литературой. Для меня огромная радость видеть детей думающими, рад...