Социо-игровая педагогика
материал
Сотрудничество, как необходимый компонент при подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_pedagogika.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социоигровая педагогика – эффективная технология в работе
с детьми-дошкольниками»
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться, а также уметь сотрудничать со сверстниками, что является необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению. Наблюдая за детьми, можно заметить, что им сложно найти нужное взаимодействие при решении поставленной задачи. Зачастую дети достигают цели посредством соперничества, а не сотрудничества, затрудняются планировать совместные действия, договариваться, обсуждать, дискутировать.
Решить данную проблему помогает современная педагогическая технология «Социоигровая педагогика», которую я использую в своей работе. Она предполагает проведение игр и занятий детей в микрогруппах, позволяет ребёнку приобрести социально-коммуникативные навыки совместной деятельности, развить групповую сплоченность и понимание у ребенка себя, своего места в группе. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков, самоорганизации.
В своей педагогической практике я применяю упражнения и игры, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. Я не учу детей, а создаю ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки.
Социоигровую технологию использую как в организованной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Развитие у детей умения сотрудничать в рамках данной технологии происходит постепенно.
На самом первом этапе дети учатся слышать, понимать и подчиняться правилам, контролировать свои действия и выполнять инструкцию, воспитывается чувство доверия друг к другу. С этой целью необходимо создавать проблемные ситуации, в которых бы ребенок по результату совместной деятельности убедился в необходимости согласовывать свои действия с партнерами, т.е. получить первый опыт совместной деятельности. Данные задачи решаются в таких играх, как «Группа в обручах», «Менялки», «Горная тропинка», «Связующая нить», «Составь пару» и т.п.
На втором этапе дети учатся совместным действиям, умению активно слушать, учатся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. С этой целью можно проводить такие игры, как «Пантомимические этюды», «Эхо», «Зеркало», «Азбука настроений» и другие.
На третьем этапе учу детей перерабатывать получаемую информацию, развиваю умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации, развиваю умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развиваю у детей умение излагать свои мысли точно и лаконично, учу устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми. Данные задачи помогают решить такие игры, как «Пойми меня», «Магазин игрушек», «Я начну, а ты продолжи», «Я бросаю тебе мяч», «Веселый парашют», «Поводырь» и другие.
Плюсы социоигровой технологии:
● помогает развивать у детей отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помогает детям ощутить единение с другими.
● У детей развивается открытость, формируется умение проявлять интерес друг к другу и своё отношение к другим.
● Дети получают представление о том, что значит взаимное признание и уважение.
● Развиваются коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
● Развивается готовность внести лепту в общее дело.
● Дети учатся проявлять терпение к недостаткам других, умению считаться с интересами других.
● Воспитывается чувство принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, сплоченности; умение действовать согласованно.
● «Давайте поздороваемся»
Ход игры.
Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). 'Здороваться надо определенным образом:
- один хлопок - здороваемся за руку;
- два - плечиками;
- три - спинками;
Игра «Закончи рисунок» Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал. Таким образом, в результате работы дети научатся не только вступать в контакт, вести разговор с собеседником, приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения.
● «Добрые волшебники»
Ход игры.
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: "В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль "заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр социо-игровой педагогики
В работе представлены игры на двигательную активность....
«Идеи социо-игровой педагогики и их значимость в работе с детьми дошкольного возраста»
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: ...
Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками
Принципы и задачи социо-игровой технологии...
Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...
Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики....
Конспект занятия в средней группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия в средней группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Путешествие в зимний лес»...