Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Подкорытова Светлана Ивановна

Изучить с детьми особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 32 муниципального образования Каневской район

Конспект  открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль».

                                                                     Выполнила:  Подкорытова С.И.

                                                           2018 год

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Задачи: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: шкатулка с тремя видами  соли, подносы с солью для рисования, тарелка, ложка, два стакана с водой, два яйца. Мультимедийная презентация «Как добывается соль», аудиозапись физкультминутки «Топай – хлопай».

Ход занятия:

  1. Организационный   момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, что в ней? (дети предлагают открыть шкатулку и находят 3 мешочка с сыпучим веществом)

-  Интересно, что же в этих мешочках?

-  Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек.

    -  А теперь понюхайте, пахнет?

Значит, там находится вещество без запаха.

    -  Какое на ощупь?

А у кого-то крупное с горошек.

  -  Что же это может быть?  

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

  1. Актуализация знаний.

«Для чего нужна соль?

«Где люди используют соль

«Откуда она попадает в магазины?»

Молодцы, как вы много знаете о соли!

  1. Получение новых знаний.

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Люди научились добывать соль различными способами.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Я  нашла кое, какую видеоинформацию о том, как добывают соль, и хочу с вами  ей поделиться. Готовы посмотреть? Садитесь как вам удобно и смотрите. ( Показать презентацию «Как добывают соль»)

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». -

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Поэтому люди придумали пословицы о соли:

 Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

         Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

 Без соли, без хлеба – половина обеда.

    Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощейсоль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дороги, тротуары. (От соли лед тает). Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю поиграть в игру.

҉  Игра «Соль полезна для того, чтобы …» (передавать мешочек с солью и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных.

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Ребята, вы любите разгадывать загадки?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

5.         Рефлексия:

-  Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?

- Что было самым интересным?

- Где эти знания пригодятся в жизни?

- О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?

  1. Практическая работа.

 «Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

Я предлагаю вам провести опыт с этим сыпучим веществом.

҉   Физкультминутка  музыкальная: игра «Топай – хлопай».

(аудиозапись)

Поиграли  сделали выводы  по презентации

 

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

 И так внимание.

Опыт № 1:  «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 4: «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка) (дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается! Какие вы все молодцы!

  1.  Рефлексия:

-  Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?

- Что было самым интересным?

- Где эти знания пригодятся в жизни?

- О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»...