«Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»
методическая разработка
Технология : мастер-класс
Цель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyaeva.docx | 202.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»
Технология : мастер-класс
Цель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».
Задачи:
-познакомить педагогов с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени»;
- обучить участников мастер-класса методам и приемам использования модуля «В путь на машине времени»;
-развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Демонстрационный материал:
баннер с иллюстрациями универсального игрового модуля «В путь на машине времени», пазлы «Река времени; технологические карты вопросов, картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиля для игры «Найди сходства и отличия» ; картинки для игры «Едет, плывёт, летит» (воздушный, наземный, водный транспорт, сектора голубого, тёмно-синего, коричневого цвета), предметные картинки с изображением транспортных средств в разные исторические периоды; картинки моделей автомобилей Автозавода «ВАЗ»;заготовки автомобилей будущего, карандаши.
Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции в познавательном развитии старших дошкольников посредством овладения приемами работы с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени».
Актуальность:В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память. Действительно, многое можно сделать, чтобы жизнь ребенка в детском саду стала более осмысленной и интересной, а образовательный процесс — более эффективным.
Одним из продуктивных путей ее решения является внедрение в педагогическую практику инновационныхкомплектов учебно-методического оснащения развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), получивших название образовательных модулей. Как отмечают С.А. Аверин и Т.В. Волосовец,дошкольные образовательные модули представляют собой основу формирования развивающей среды ребенка.
Их использование, в качестве учебно-методических комплектов, позволит обеспечить грамотное проектирование и организацию своеобразной предметно-развивающей, игровой среды. Данный подход к организации РППС был взят педагогическим коллективом структурного подразделения «Детский сад «Семицветик» в рамках деятельности территориальной апробационной площадки по теме «Универсальные игровые образовательные модули в структуре РППС ДОО».
Хотим представить один из вариантов данных модулей по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников под названием «В путь на машине времени». Технология этого модуля направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Новизна заключается в том, что данный модуль не только разрешает развивать приоритетную познавательно-исследовательскую активность,но и позволяет интегрировать все виды детской деятельности (коммуникативную, игровую, изобразительную и т.д.)
Технология строится на следующих принципах:
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Данная технология предоставляет возможность внедрения в деятельность учителя –логопеда и дефектолога, которые используют методы и приемы в индивидуальной коррекционной работе с детьми.
Можно использовать следующие методы:
1.Словесный метод.
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетной линии, отображающей линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Лэпбуки, коллекции, книжки-малышки (итоги проектной деятельности).
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Ознакомление участников мастер-класса с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени».
Игровой образовательный модуль «В путь на машине времени» представляет собой сюжетные линии, выполненные на стене из самоклеющейся пленки с фотопечатью, водоэмульсионной краски, гипсового материала, пластика, декоративной штукатурки, отображающие собой движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Временные сюжеты располагаются с 1 по 3 этаж в лестничном проеме, отделены друг от друга цветными секторами, обозначающими тем самым границы между «древностью», «стариной» и «новой историей» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).Она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в режимных моментах.
Панно «река времени» в виде пазлов, заполняемое на занятии «метками» исторических эпох, «открытое» для дополнения — свободного и в процессе дальнейших занятий.
Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».
Выводы:опыт работы показал, что использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» позволяет добиться положительных результатов в развитии познавательной инициативы детей,формировании первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, причинах и следствиях, что проявляется в увеличении любознательности,творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий
Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка «В мире удивительных островов» Занятия с детьми ст...
картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...
ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников
Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал (игры и упражнения) направленные на речевое , познав...
"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"
В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...
Диагностика познавательного развития дошкольников старшего возраста (5-7 лет)
Цель диагностики: Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно – образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться ...
«Игровая технология «Лэпбукинг» как средство познавательного развития детей старшего возраста».
Цель: повторение пройденного материала детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
Программные задачи:Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная). Закрепить представления ...