Консультация для педагогов на тему: «Сказка в жизни ребенка»
консультация
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 6 «КРИСТАЛЛИК»
Россия, 141613, Московская область, г. Клин, ул. Клинская, д.42 т.9-93-07
Консультация для педагогов
на тему: «Сказка в жизни ребенка»
Воспитатель Ищенко И.Ю.
10.12.2018г.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Жили-были… Каждый ребенок слышит эти слова от бабушки, мамы, воспитателей в детском саду. Так начинается сказка. По своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт. По мнению австралийского психолога и сказкотерапевта Д. Бретт «Дети видят в сказках отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха». Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок. Секрет терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает: «Это понарошку, не про меня». На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
В результате применения сказок у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее сказки: «В сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают зло («Волк и семеро козлят»).
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить –можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Исходя из этого, целью взрослого должно быть развитие и воспитания в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения целей нужно определить, следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должно отвечать определенным условиям:
-В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.
-Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем, предлагать ему новый выбор.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Игра в дидактические игры помогает закрепить результат.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Рассматривание иллюстраций в книге способствует более ясному восприятию. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки помогут решить дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развить воображение и мышление юного слушателя.
Литература:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М., 2001.
2. Возрастные особенности психического развития детей/под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М.: МГУ, 1982.
3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. — СПб., 2001.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: Сказка в жизни ребенка.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему : «Сказка в жизни ребенка»
В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок. Они считают, что сказки могут испугать малышей, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие. Предлагаем пристально взглянуть...
Консультация для педагогов и родителей СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для педагогов и родителей СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА...
Консультация для родителей на тему: "Сказка в жизни ребенка"
Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"Сказки - древний и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколение. В них перед ребенком ставятся миро...
консультация для педагогов на тему "ПДД в жизни ребенка"
Дошкольный возраст имеет важное значение в воспитании личности ребёнка. От нас с вами зависит во многом, с каким багажом знаний, какими навыками поведения пойдёт ребёнок дальше по жизни. Мы можем внес...
Консультация на тему: "Сказка в жизни ребенка!"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"
Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"...