«Коммуникативная музыкальная игра – как эффективная форма социализации дошкольника»
консультация
Данный материал поможет в работе с воспитателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kom._muz.igra-kak_forma_sotsializatsii.doc | 713 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 49
Колпинского района Санкт - Петербурга
«Коммуникативная музыкальная игра –
как эффективная форма социализации дошкольника»
Консультация для воспитателей
Автор:
Яблоновская Л.В.,
музыкальный руководитель
2019 г.
Коммуникативная музыкальная игра –
как эффективная форма социализации дошкольника.
Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Основная задача — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.
ФГОС ДО утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».
Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра, в данном случае, может выступать как эффективная форма социализации дошкольника.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим, для удовлетворения своих потребностей, участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка. Вопросы о развитии динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со своими сверстниками и с педагогами ДОУ. А также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, на мой взгляд, являются очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей.
Путь развития личности ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью. Зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок - сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Учитывая актуальность и важность изучения данной темы, были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель:
- Позитивная социализация детей дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных игр.
Наблюдения во время музыкальных занятий показали, что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников. Поэтому считаю, что через коммуникативные музыкальные игры эффективно реализуются следующие задачи:
- Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в кон такт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
- Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
- Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Особенно дети любят танцы-игры, где выстроен незамысловатый сюжет, так например, серия коммуникативных игр: «Хорошие и пригожие», «Солнышко», «Ниточка с иголочкой», «Волна».
Внедрение таких, специальных разработанных коммуникативных музыкальных игр на музыкальных занятиях, придают яркость, динамический образ, что побуждает детей к свободному общению друг с другом в движениях под музыку.
Движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение в музыкальной коммуникативной игре придаёт особую выразительность и яркость.
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:
- Игры на внимание
- Игры на перестроение
- Танцы со сменой партнёра
- Сюжетные танцы-игры
Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы - игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах - играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме, при многократном повторении, эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным развлечениям.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Целевая педагогическая поддержка социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности. Приобщает дошкольников к социокультурным нормам и традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные музыкальные игры с эластичной резинкой для дошкольников
Музыкальные игры для дошкольников, направленные на социализацию и развитие умения работать в команде....
Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....
Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника
Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольникаТеатральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих ...
Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»
В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....
Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование клавес в речевых и музыкальных играх...
Сообщение из опыта работы «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка»
Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образно...
Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...