Диагностика "Моя семья"
учебно-методический материал

Проективная методика диагностического обследования помогает понять как ребенок чувствует себя в семье, как ребенком воспринимается его роль и место в семье, отношения между членами семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_testa_moya_semya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рисунка семьи

1. сравнение состава реальной и нарисованной семьи

* не изображены люди – сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией

* изображены люди, не связанные с семьей – травматическое переживание, связанное с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт психолога с ребенком

* уменьшение состава семьи – забывают нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются наименее эмоционально  привлекательными

* ребенок не рисует себя – чувство непринятия в семье, ощущение отверженности

* ребенок рисует только себя – эгоцентричность, несформированное чувство общности

* увеличение реального состава семьи – неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах

2. Расположение членов семьи

* соединенные руки, обьединенность в общее действие, сплоченность семьи – психологическое благополучие

* разобщенность членов семьи – низкий уровень эмоциональных связей

3. группировка членов семьи, микроструктуры семьи

* рядом с собой рисует другого члена семьи –эмоциональная связь

* расстояние отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи

* отдельные группы – конфронтация в семье

Анализ особенностей графических презентаций членов семьи

1. количество деталей тела: присутствует ли голова,волосы,уши, глаза, зрачки,ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни

* большое кол-во частей тела – позитивное отношение

* схематичность, неоконченность – негативное отношение к человеку

2. кол-во используемых цветов для рисования фигур

* разнообразие цвета, позитивные яркие цвета – хорошее отношение

* темные цвтеа, однообразие цвета – конфликт, негативное восприятие

3. величина фигур: выражение превосходства, значительности, силы

* большая фигура мамы – авторитетность в семье, руководство

* большая величина собственного изображения – незначительность «Я» в семье, требование опеки

* одинаковые фигуры – равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество

* большие поднятые вверх руки с длинными пальцами – агрессивные желания,желание быть сильным

* нет рук, маленькие руки – бессилие, чрезмерный контроль со стороны

* нет лица, головы – нарушение в сфере общения

* зубы, большой рот – вербальная агрессия

Анализ процесса рисования

1. последовательность рисования членов семьи

* 1-ый образ – главный, наиболее значимый близкий родственник

* последний образ – менее значимый, негативное отношение

* если вначале изо предметы, животные – защитная реакция ребенка к неблагополучной с семейной ситуации

* стирание, паузы, возвращение к деталям – доминирующее переживание, выделение главного

* паузы – конфликтные отношения

* спонтанные комментарии- проясняет смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее переживание. На каком образе комментарии – на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....