Использование ИКТ в работе логопеда
статья
В данной статье описаны особенности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ в работе логопеда | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в работе логопеда
Учитель-логопед МБДОУ №78 «Колокольчик»
г. Симферополь
Филиппенко Ю.В.
Необходимо отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Стандартные коррекционные приемы быстро надоедают и утомляют детей, а значит перед нами встает необходимость поиска новых коррекционных форм
В наше время компьютерные технологии приобрели огромную популярность. Неудивительно, что современные дети с раннего возраста уже привычны к смартфонам, планшетам, компьютерам. Однако все мы знаем, что длительное и необдуманное использование компьютера не принесет пользы детям.
Было бы неплохо совместить приятное с полезным. И выход есть.
Мы можем включить в свою работу ИКТ.(Информационно-коммуникативные технологии).
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [2]
Отметим плюсы использования ИКТ в работе логопеда:
- Игровая форма обучения;
- Полисенсорное воздействие;
- Индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Повышение интереса к обучению;
- Экономия временных ресурсов.
- Использование ИКТ на любом этапе работы
При использовании ИКТ на логопедических занятиях решается ряд задач:
- Задачи творческого развития:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
- Ознакомительно-адаптационные задачи:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
- Коррекционно-образовательные задачи:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие психических функций.
Таким образом, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем.
Плюсов много, и про них мы поговорим подробнее. Однако хотелось бы отметить некоторые требования, которые необходимо соблюдать в процессе использования ИКТ в работе с детьми.
Главное из них – включать задания с использованием компьютера необходимо фрагментарно. Нельзя построить все занятие с опорой на компьютер. Компьютерные технологии лишь дополнительный вспомогательный материал, и об этом стоит помнить.
Необходимо соблюдать следующие условия сбережения здоровья:
- Работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю
- Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.
- По возможности, использовать новых моделей монитора. [4]
Теперь рассмотрим в каких же видах и формах существуют ИКТ.
- компьютерные дидактические игры;
- развивающие flash-игры
- ресурсы сети Интернет;
- мультимедийные презентации;
- видеоролики и др.
Наиболее распространенными в работе логопеда являются игры и презентации.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение то есть факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. [1]
В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом, можно выделить такие преимущества:
- информационная емкость;
- компактность;
- доступность;
- наглядность;
- эмоциональная привлекательность;
- мобильность;
- многофункциональность. [5]
Мультимедийную презентацию можно использовать во всех видах работы.
- работа над артикуляционной моторикой;
- работа над развитием речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических навыков;
- развитие словаря и связной речи;
Так же существует много вариантов компьютерных игр. Самые известные из которых «Игры для Тигры»[3] а так же игры составленные образовательным порталом «Мерсибо».
Стоит упомянуть что использование ИКТ в работе логопеда уместно не только в работе с детьми, но и при работе с родителями и педагогами. Ведь даже взрослые в глубине души немножко дети и им тоже хочется увидеть что-нибудь яркое и интересное.
Перечислим виды взаимодействия с родителями и педагогами с использованием ИКТ:
- электронные информационные рюкзаки (рекомендации на переносных носителях);
- рекомендации для родителей на сайтах педагога или учреждения;
- консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, выполненные с помощью компьютера)
- логопедические тренинги и мастер классы;
- семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании.
Таким образом можно заключить, что использование ИКТ в работе логопеда, открывает широкие возможности для творчества, а так же отличается высокой функциональностью.
На данный момент есть ряд готовых компьютерных игр. Тем не менее существует множество способов проявить творчество и сделать свой игровой материал с помощью современных компьютерных программ.
ИКТ это весело увлекательно и интересно, однако не стоит забывать, про правила использования компьютера в работе с детьми.
Список используемой литературы
- Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
- Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
- Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
- СанПин 2.4.1.2660-10 п.12-21
- Интернет источник http://logoburg.com/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование крупотерапии в работе логопеда
Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...
Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....
Использование крупотерапии в работе логопеда
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэ...
Использование ребусов в работе логопеда
Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....
Использование ИКТ в работе логопеда
Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ...
статья: "Использование ИКТ в работе логопеда"
помощь ИКТ в работе логопеда....
"Использование сказкотерапии в работе логопеда"
Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...