Использование крупотерапии в работе логопеда
материал по теме
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Работая логопедом в д/с я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности, крупотерапию.
Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, будет необходим следующий материал: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.
Для изготовления панно, основой которого служит пластилиновая пластина, необходимо вырезать из картона форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено).
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.
Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.
Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
- массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
- раскладывание в мисочки;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- выкладывание цифр, букв;
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.
Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д.
Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupoterapiya.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование крупотерапии в работе логопеда
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Работая логопедом в д/с я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности, крупотерапию.
Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, будет необходим следующий материал: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.
Для изготовления панно, основой которого служит пластилиновая пластина, необходимо вырезать из картона форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено).
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.
Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.
Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
- массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
- раскладывание в мисочки;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- выкладывание цифр, букв;
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.
Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д.
Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование крупотерапии в работе логопеда
Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...
Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....
Использование ребусов в работе логопеда
Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....
Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"
Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...
Использование крупотерапии в работе логопеда
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...
Использование крупотерапии в работе логопеда
В статье использованы основные приемы работы мелкой моторики рук для успешного развития связной речи дошкольников....