Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда. Центрирование группы по ФГОС ДО»
консультация
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно- развивающая среда.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развивающая предметно-пространственная среда.
Центрирование группы по ФГОС ДО»
Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, обединячет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребенок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Ребенок ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В экспериментировании, коллекционировании, импровизации детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогичесго процесса в детском саду.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно- развивающая среда.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Группа детского сада – как раз то место, где он реализует пренципиальные для него потребности.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.
Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.
Принципы развивающей среды
Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
Таким образом, учитывая принципы развивающей предметно-пространственной среды, групповое помещение детского сада мы условно разделили на зоны («центры», «уголки», «площадки»). Каждая зона имеет свою вывеску с названием. Зонирование позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
При создании зон мы учитываем следующие факторы:
- Возрастные особенности детей. Есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту.
- Особенности контингента детей группы их индивидуализация. Например, в центре художественного творчества детям предлагаются разнообразные (в том числе нетрадиционные) материалы, инструменты для творчества. Дети могут заниматься скульптурой, живописью, аппликацией и т.д.
- Трансформация пространства и наполнение центров, их расширение или удаление при необходимости. Наполнение центра происходит в зависимости от интересов и потребностей детей в данный период времени.
- Специфика педагогических задач. При создании центра педагог учитывает программные цели и задачи для данного возраста.
- При наполнении центров необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре, что способствует гендерному воспитанию детей. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. Мальчикам же - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании развивающей среды.
Насыщенная предметно развивающая среда в нашей группе становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда группы является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД 2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...
консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» ВоспитательКоролёва марина Игоревна Болхов, 2017В со...
Консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО"
Основополагающей целью ФГОС ДО является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать...
Консультация для педагогов «Развивающая предметно пространственная среда в ДОУ по ФГОС»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».
Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда . Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это...