Консультация для педагогов: «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».
статья
Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда . Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования
Усть-Лабинский район
Консультация для педагогов
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда
в группе раннего возраста».
Воспитатель:
Барбашёва Я.Е.
Ни для кого не секрет, что с самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, в этот период активно развивается предметная деятельность. Ребёнок познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая должна способствовать развитию малышей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие.
Для малышей необходимо создать разнообразные игровые и развивающие центры, а также следует время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.
Центр театрализации и развития речи: как важного объекта развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре развития речи подобраны дидактические игры для развития активной речи детей, иллюстрации, есть материал для развития дыхания.
Центр музыкального развития: для формирования интереса к музыке, знакомства с музыкальными инструментами.
Центр изо: рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение, потому что изобразительная деятельность – это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Главная задача - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления.
Центр конструирования: помогает развивать мелкую моторику рук, представления о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развивать воображение, логическое и образное мышление.
Центр сенсорики и развития мелкой моторики: развивает сенсорные способности, формирует элементарные математические представления, интерес к геометрическим фигурам, развивает мелкую моторику рук.
Центр экспериментирования: для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе.
Центр физического развития: для развития двигательной активности и физических качеств детей, формирования у детей представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ).
Центр уединения: каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями, уголок уединения, располагает к созерцательному наблюдению, мечтам.
Игровой центр: для обогащения жизненного опыта детей, налаживания контактов и формирования партнерских отношений со взрослыми и сверстниками в игровом центре подобран материал, который позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. Правильная организация игровой среды является одним из условий возникновения и развития процессуальной игры. У ребенка должно быть достаточное количество разных игрушек, которые должны быть расположены так, чтобы побуждать малыша к разыгрыванию того или иного сюжета. Для разыгрывания различных сюжетов желательно иметь следующие игрушки: кукольную мебель, наборы посуды, коляску для прогулок, наборы игрушек для купания кукол, их лечения, игрушки для игры в магазин, парикмахерскую, зоопарк, машины разных размеров и назначения (скорая помощь, грузовик, пожарная машина). Для сооружения построек у малыша должны быть строительные наборы. Хорошо, если имеются коробки разных размеров. Из них можно строить дома, тоннели, поезда и т. п.
Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим ребенку играть как одному, так и с товарищем. Все игрушки должны быть в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли сами, не прибегая к вашей помощи, находить нужные для игры предметы. Вместе с тем принцип зонирования не означает, что игровое пространство должно быть жестко ограничено игровыми уголкам
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Тематика сюжетно- ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная. Она подразделяется на :
-Игры с куклами;
-Игры с машинами и другим транспортом;
-Игры со стройматериалом;
-Игры в больницу;
-Игры в магазин;
-Игры в парикмахерскую.
Эти игры более доступны для понимания детей раннего возраста. В играх- ситуациях предоставлен сюжет, который можно использовать вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель.
Игры с куклами: знакомство с куклами, кормление кукол, купание, укладывание кукол спать, куклы на прогулке, обед для кукол, кукла заболела и т. д.
Игры в магазин: булочная (хлебный магазин), овощной магазин (палатка), магазин одежды, обувной магазин, мебельный магазин и другие.
Игры в больницу: прием в кабинете врача (доктора), работа процедурного кабинета, аптека.
Игры со стройматериалом: постройка помещений, постройка дорог, постройка транспортных средств и другие.
Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Использование детьми в играх предметов-заместителей, самодельных атрибутов вызывает у детей интерес и стимулирует воображение. Например, природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. используются как атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т. п., «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал, «Семья» (подарки и угощение, что способствует проявлению детской инициативы. Дети любят переодеваться. Для этого в нашей группе существует уголок ряженья.
В сюжетно-ролевых играх у детей формируются первичные профессиональные компетенции, расширяются представления о взаимоотношениях взрослых, формируется уважительное отношение к труду человека.
Все развивающие уголки в группе взаимосвязаны и дети имеют возможность по желанию интегрировать игру в разные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД 2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...
консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-886954-1638613757.jpg)
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» ВоспитательКоролёва марина Игоревна Болхов, 2017В со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-936248-1511876898.jpg)
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда. Центрирование группы по ФГОС ДО»
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно- развивающая среда.Свободная, раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-288730-1431350565.jpg)
Консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО"
Основополагающей целью ФГОС ДО является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/31/picture-1146916-1559324863.jpg)
Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Консультация для педагогов «Развивающая предметно пространственная среда в ДОУ по ФГОС»
Консультация для педагогов...