РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»
рабочая программа по физкультуре на тему

Сосновская Нелли Богдановна

     Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол, баскетбол или теннис. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков дошкольников.

    Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bastketbol_gotovoe.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

                                             

.

    УТВЕРЖДАЮ:

    Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»

      ________________________ Л.В.Пономарева

      приказ №  ____ от  «___»__________2018г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по реализации дополнительной общеобразовательной

программы для детей

        

«БАСКЕТБОЛ»

на 2018 – 2019 учебный год

Воспитатель:

Сосновская Н.Б.

                                                                                             

г. Нижневартовск, 2018г.

Оглавление

1.

Паспорт программы

3

1.1.

Пояснительная записка.

5

1.2.

Цель и задачи программы.

6

1.3.

Планируемый результат.

6

2.

Содержательный раздел.

6

2.1.

Формы, методы и приемы

9

2.2.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

10

3.

Перспективный план работы спортивного кружка

10

4.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Баскетбол»

13

5.

Перечень литературных источников

15

1.1.  Пояснительная записка

     Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол, баскетбол или теннис. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков дошкольников.

    Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

    При обучении игре в баскетбол используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на группы мышц ребенка удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

     Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель программы: обучение основам спортивной игры баскетбол.

Задачи программы:

1. Познакомить с правилами спортивной игры баскетбол.

2. Научить действовать баскетбольным мячом (ведение, передача, ловля, забрасывание в корзину).

3. Развивать умение передвигаться по площадке с баскетбольным мячом, в сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных направлениях.

4. Развивать умение играть в команде.

5. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества.

1.3. Планируемые результаты.

1. Знает правила игры баскетбол

2. Владеет техникой ведения мяча, передачи, ловли и забрасывания в корзину.

3. Ориентируется при передвижении по площадке, в сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных направлениях.

4. Принимает правила игры, умеет играть в команде.

5. Проявляет выдержку, дружеское отношение к соперникам.

Итоговые результаты деятельности дополнительной образовательной программы предоставляются для родителей (законных представителей) на открытых спортивных мероприятиях.

2. Содержание программы.

Программа обучения детей игре в баскетбол предусматривает работу по следующим направлениям:

Техника перемещения. Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на занятиях, но физической культуре и во время прогулок. Упражнения в этих действиях должны протекать в условиях, когда внимание детей акцентируется не на точном выполнении остановок, прыжков и других способов передвижения, а на действиях с мячом, от которых зависит ход игры.

Техника удержания мяча. От уровня владения навыками, от успешных действий с мячом зависят темп выполнения упражнений и протекание игры, которые обусловливают степень двигательной активности детей. От двигательной активности детей зависит образовательное и оздоровительное значение игры и упражнений с мячом. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

Ловля мяча. На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч, прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно сжатых ногах. Иногда ребенок даже протягивает полусогнутые руки вперед и пассивно ждет, когда мяч сам упадет на руки. Если мяч летит выше или ниже уровня груди, дети уже не могут его поймать, потому что не умеют ловить мяч кистями рук или принять более удобное положение для его ловли, передвигаясь в определенном направлении. Если же ребенок поймал мяч таким несовершенным способом, он должен перекладывать мяч в руках, чтобы держать его в удобном положении, на что теряется много времени. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, в дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.

Ведение мяча. Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. e. перемещение с ним, но площадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр. Ведение мяча — целенаправленное действие, к технике ведения мяча предъявляются определенные требования.

Бросание мяча в корзину. От точности бросков, в конечном счете, зависит успех в игре. Движения при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий.

1. Движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи

партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения.

2. Ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Структура программы по обучению дошкольников игре баскетбол состоит из трех последовательных этапов:

Первый этап - упражнения, подготавливающие к обучению техники

передачи – ловли мяча.

1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.

4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.

5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

9. Передача мяча в шеренге и по кругу.

10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

Второй этап - упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.

7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

9. Ведение мяча вокруг себя.

10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Третий этап - упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину.

1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

2.1. Формы, методы и приемы

Формы проведения: секция.

Занятия в спортивной секции проводятся с группой детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет. Количество детей в группе от 10 человек.

Методы:

Наглядные - показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.

Словесные - объяснение, название упражнения, указания, пояснения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.

Практические - выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

Приемы: упражнение, игра.

2.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Место проведения: физкультурный зал с разметкой.

Спортивное оборудование: баскетбольный щит с корзинами (стационарный и переносной); корзины со щитом, длина 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка длиной 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки.

Спортивный инвентарь: мячи надувные разного веса и диаметра; кегли; обручи.

Программно-методическое обеспечение:

Методическая литература для педагога

3. Перспективный план работы спортивного кружка

Дата проведения

Наименование упражнения

Задачи

Сентябрь

1. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать свои действия с товарищами, воспитывать стремление помогать друг - другу.

Первоначальное обучение действиям.

Упражнения передачи, ловли мяч.

2. Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его, развивать умения согласовывать свои действия с действиями товарищей.

3. Учить детей передавать, ловить мяч, развивать ориентировку на площадке, воспитывать уважение к товарищу по игре.

4. Учить детей передавать, ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать уважение к товарищу по игре.

Октябрь

1. Упражнять детей в бросании мяча вверх и ловля его двумя (одной) руками.

Углубленное разучивание действий.

Упражнения в ведении мяча на месте.

2. Упражнять в ведении мяча на месте и

в движении, приучать детей видеть площадку.

3. Упражнять вести мяч. Быстро

реагировать на сигналы, воспитывать

ответственность перед командой.

Ноябрь

1. Учить детей вести мяч в правильной

стойке правой и левой рукой бегом.

Меняя направление и скорость

передвижения; воспитывать

ответственность перед командой.

Совершенствование навыков.

Упражнения удар мяча об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

2. Упражнять детей ударять мяч об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

3. Упражнять в ходьбе с

подбрасыванием мяча и ловлей его

двумя руками.

4. Закреплять передачу мяча по кругу

вправо, влево (произвольным

способом.

Декабрь

1. Ходьба с подбрасывание мяча и ловля его двумя руками; передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом).

Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве, закреплять технику перебрасывания мяча.

2. Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом

4. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его; передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

5. Передача мяча двумя руками от груди при  движениями парами.

Январь

1. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении)

Упражнять в передаче – ловле мяча одной рукой, ведении мяча одной рукой.

2. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево); Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

3. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками; удары мяча об пол правой рукой и ловля его левой рукой и наоборот.

Февраль

1. Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте; Бросок мяча в цель (высота 1,5 м) двумя руками от груди с места.

Совершенствовать действия с мячом.

2. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом); Ведение мяча вокруг себя.

1. Ведение мяча продвигаясь шагом.

2. Ведение мяча, остановка и передача его.

3. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

Март

1. Учить детей бросать мяч в корзину (поставленную на пол) удобным для них способом.

Упражнять в перебрасывании мяча   через сетку.

Развивать координацию движений.

2. Упражнять бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места.

3. Учить бросать мяч в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

4. Упражнять бросать мяч в корзину, согласовывая свои действия с действиями товарищей по игре.

Апрель

1. Упражнять в метании мяча в баскетбольный щит (размер 120Х90см), установленный на разной высоте.

Углубленное разучивание.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину.

2. Закреплять удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

3. Упражнять бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места.

4. Учить бросать мяч в цель (высота

1,5м) двумя руками от груди с места

через веревку или сетку.

Май

1. Сочетание действий: ловли – бросков мяча, ведения – бросков мяча, ловли – ведения мяча,

ведения – передачи.

Совершенствование разученных навыков.

2. Совершенствовать использовать изученные приемы. Сочетать свои действия с действиями игроков команды. Воспитывать ответственность перед командой.

3. Закреплять умения применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать чувство ответственности перед командой.

4. Закреплять умения применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать чувство ответственности перед

командой.

4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения программы «Баскетбол»

Работа по обучению основам спортивной игры баскетбол начинается с

оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом

двигательной деятельности, т.е. с выявления уровня развития двигательных

навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов

и определения уровня развития физических качеств.

Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май

Критерии оценки.

Уровень

Перемещение

Удержание

Ловля мяча

Передача мяча

Ведение мяча

Высокий

3 балла

Свободно

двигается по

площадке, после

сигнала быстро

останавливается и

принимает

исходное

положение

Мяч держит на

уровне груди,

руки согнуты,

пальцы широко

расставлены,

локти вниз

Мяч ловит кистями

рук, не прижимая к

груди, продвигаясь

навстречу

летящему мячу

Локти опущены вниз,

бросает мяч на уровне

груди партнера,

сопровождает мяч

взглядом

Ведет мяч впереди

– сбоку, а не прямо

перед собой,

смотрит вперед, а

не вниз на мяч

Средний

2 балла

По площадке

передвигается

быстро, часто

останавливается,

но не правильно

принимает

исходное

положение

Узкое

расположение

пальцев на мяче,

локти разведены

в стороны

Зажимает мяч,

обхватывает его

руками

Локти разведены в

стороны, неправильная

стойка, плотно сжатые

и прямые ноги

Туловище

наклонено вперед,

удары по мячу

расслабленной

ладонью, ведет мяч

прямо пред собою

Низкий

1 балл

Движения

быстрые, но не

координированные,

не сохраняет

дистанцию

Держит мяч

высоко,

закрывает лицо

Прием мяча на

заранее согнутые

руки без

амортизирующих

движений

Руки чрезмерно

разведены в стороны,

не контролирует

постановку ног, не

сохраняет положение

полуприсяда

Туловище сильно

наклонено вперед,

узкое

расположение

пальцев, движения

медленные,

скованные

5. Литература.

1. Э. Й. Адашкявичене. Спортивные игры и упражнения в детском саду. 1992.

2. Э.Й. Адашкявичене. Баскетбол для дошкольников, 1992.

3. А. В. Кенеман., М.Ю. Кистяковский. Физическая подготовка детей 5-6 лет к

занятиям в школе, 1980.

4. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник, 2004.

5. Летние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

7. М.Н. Щетинин. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». Методическое пособие. Москва, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" для детей от 2 до 7 лет на 2020-2021 учебный год

Настоящая учебная рабочая программа является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» (далее - Программа), является нормативным доку...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» по обучению детей 4-6 лет

Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерж...