Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников
материал
Данная игра направлена на формирование у педагогического коллектива умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; отработка навыка работы по установлению доверительных отношений с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_ot_ivanovoy.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная игра для педагогов
по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников
Цель: формирование у педагогического коллектива умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; отработка навыка работы по установлению доверительных отношений с родителями.
Участники игры: ведущий, две рабочие группы педагогов, жюри.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, 2 колокольчика для звукового сигнала, набор журналов, бумага для основы, клей, ножницы, памятки для педагогов по эффективному взаимодействию с родителями.
Ход игры:
Игровое упражнение «Приветствие»
Цель: развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, умение понять чувства другого человека.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Перед тем, как мы начнём игру, предлагаю вам поздороваться друг с другом необычным способом. Для этого вам надо взять фишку с номером: 1, 2 или 3. Те, у кого оказался номер 1 соединяют руки в замок за головой. Номер 2 – пальцами рук касаются плеч. Номер 3 – ставят руки на талию. Сейчас все участники будут ходить по залу, и приветствовать друг друга, касаясь локтями. При этом надо говорить окружающим добрые приветственные слова. Постарайтесь сосчитать, сколько раз вы поздороваетесь с представителями разных категорий».
После проведения игрового упражнения предлагаются вопросы для обсуждения:
- С кем было удобнее здороваться?
- Сколько раз поздоровались с разными категориями?
- Что помешало выполнить задание – посчитать?
- Что было труднее всего?
- Когда люди испытывают подобные трудности?
- Каким номерам было легче наладить взаимодействие?
Ведущий: Дошкольная образовательная организация как организационная система характеризуется открытостью и единством образующих её факторов внутренней среды, а также связью с внешней средой. Семья, наряду с государством, выступает субъектом социального заказа. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнёров дошкольной образовательной организации.
Термин «социально-педагогическое партнёрство» в системе «семья – образовательное учреждение» рассматривается как вид социального партнёрства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединённого общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребёнка.
Современные дошкольные организации много делают для того, чтобы взаимодействие с родителями было продуктивным, насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Успех взаимодействия зависит от многих факторов: желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Сотрудничество будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Во время общения между социально-педагогическими партнёрами, возникают трудности следующего характера:
- отсутствие интереса к сотрудничеству;
- избегание контакта;
- низкая активность;
- непонимание;
- нехватка времени для взаимодействия.
Ведущая роль в организации продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными навыками, умениями ориентироваться в проблемах воспитания и потребностях семьи, быть в курсе последних достижений науки и практики. Педагог должен дать родителям возможность почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Все это подводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». В содержание профессиональной компетентности входят:
- личностные качества и установки (личностный компонент);
- знания (содержательный компонент);
- умения и навыки (профессионально-деятельностный компонент).
1 задание
«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Перечислить составляющие:
- личностного компонента;
- содержательного компонента;
- профессионально-деятельностного компонента.
(Даётся время для обсуждения. Представитель от команды зачитывает свой вариант ответа.
Подводится итог. Побеждает команда, давшая более полный ответ).
Примерный вариант ответа:
Составляющими личностного компонента являются:
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Содержательный компонент включает в себя знания:
- о семье, об особенностях семейного воспитания
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
- о методах изучения семьи
- о современных формах организации общения
- о методах активизации родителей.
Составляющие деятельностного компонента – это:
- Владение методами изучения семьи
- Умение преодолевать психологические барьеры общения
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
- Умение ориентироваться в информации
- Умение конструировать программу деятельности с родителями
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Ведущий: Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.
Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». (Педагоги получают бланк с тестом, приложение 1)
Обработка результатов:
Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком. № 1, 10, 11, 13, 16, 17. Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.
Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку. № 3, 4, 5, 6, 7, 8. Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности в гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям.
Если у вас отрицательные ответы в вопросах № 2, 9, 12, 14, 15, 18, отметьте их галочкой. Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. Об искренности ответов говорят вопросы №19, 20. Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой.
- Задание
«Формы работы с родителями»
Группам даётся задание назвать как можно больше разнообразных форм работы с родителями. Каждая группа работает по двум направлениям. Педагоги прописывают, какие формы работы с родителями по данным направлениям можно использовать.
Озвучиваются четыре направления работы с родителями:
- Информационно – аналитическое
- Познавательное направление
- Наглядно - информационное направление
- Досуговое направление
- Игровое упражнение
"Желаемый образ…"
Группы по жребию распределяются следующим образом: 1 группа – педагоги, 2 группа представляет родителей. Группе педагогов даётся задание изобразить желаемый образ семьи в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Группа родителей работает над созданием желаемого образа педагога. Каждой группе вручается набор журналов, бумага для основы, клей, ножницы. (На основе изображено солнце с лучами, на которых необходимо написать словесные характеристики образов) Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своих образах.
(Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
- Упражнение
«Портрет выпускника»
Группа педагогов составляет описательный рассказ на тему «Портрет выпускника глазами педагога», а вторая группа – «Портрет выпускника глазами родителя».
- Игра-инсценировка
«Как поступить?»
Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
- Упражнение
«Решение педагогических ситуаций»
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
На экран выводится текст ситуации. Команда, готовая дать ответ, подаёт звуковой сигнал.
- Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
- Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
- Анализ видеоролика
«Что, если дети будут себя вести как взрослые»
Ведущий: Вам предлагается посмотреть видеоролик и подготовить к нему короткий комментарий.
Подведение итогов
Ведущий: Педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными партнёрами в обеспечении разностороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам помогут памятки: «Правила общения с родителями», «Рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации», «Алгоритм ведения беседы с родителями».
Обратная связь
Ведущий: А теперь хотелось бы получить ваше мнение по итогам игры.
На столе лежат лепестки разного цвета: желтый цвет означает, что сегодняшнее мероприятие было очень полезно для вас, голубой – не совсем, белый – совсем не полезно. Выберите подходящий лепесток и прикрепите его на мольберт. Благодарю за участие!
Приложение 1
Тест для самооценки затруднений в общении с родителями
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет».
- В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
- Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка. Да. Нет
- В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения. Да. Нет.
- Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
- Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение. Да. Нет.
- Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
- Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
- Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
- Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.
- Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
- Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
- Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
- Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье. Да. Нет.
- Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
- Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
- Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
- Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
- Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.
- Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
- Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.
Приложение 2
Рекомендации для воспитателей
«Как вести себя в конфликтной ситуации»
- Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей.
- Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине.
- Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний; нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя.
- Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства; реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является.
- Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы.
- В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации; попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
- Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника.
- Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.
Приложение 3
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап - создание условий для эффективной беседы.
• Необходимо выбрать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение.
• Предварительная договоренность о встрече.
•Беседа не должна быть второпях, на ходу.
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Правила ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как Ваше имя и отчество? Как Вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом педагог показывает свое желание в чем-то признать правоту собеседника.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду. Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.
4. Анализ встречи с родителями.
- Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей?
- Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.?
- Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
- С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
- Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)
Приложение 4
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьёзным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
- Оформляйте, придумывайте интересные, интригующие приглашения на родительские собрания и мероприятия.
- Уважайте свое и родительское время. Всегда назначайте собрания за неделю до проведения. Если можно, укажите точное время начала и конца.
- Всегда отчитывайтесь перед родителями о проделанной работе. Оформляйте папки, альбомы, отчеты об участии в мероприятиях детского сада, о занятости детей, о родительской активности и т.д.
- Как можно больше рассказывайте об инновационном в области дошкольного образования.
- При посещении на дому заранее предупредите о цели посещения.
- Почаще хвалите родителей за воспитание ребенка. Вручайте от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
- К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделайте анализ работы за год и план работы на следующий год.
- При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывайте о плохих сторонах его ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра на тему "Формирование временных отношений"
Личная разработка воспитателя Никулиной Т.П....
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 ...
Дидактические игры, направленные на формирование умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам для детей старшего дошкольного возраста
формирование умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам для детей старшего дошкольного возраста...
Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деяте...
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СУББОТНИК «БЕРЕГИТЕ ЛЕС» для детей и родителей воспитанников средних и старших групп.
Тема: «Правила поведения в лесу».Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Интеграционная цель: продолжать формировать э...
Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....