Мастер класс «Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе» познание
материал

Цветкова Ирина Геннадьевна

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе»

Цель мастер-класса:

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии, использования экологической тропы в образовательном процессе;

- повышение профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: материалы игр «Четвёртый лишний», «Цветочный магазин», письмо Березки, коробка с подарками дереву.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании экологической тропы в развитии у детей представлений о природе.

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа для детей младшего дошкольного возраста «Любознайки», которая включает в себя три остановки:

Остановка 1. «Деревья и кустарники», с целью наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников в течение года. Дети знакомятся со строением деревьев и кустарников.

Остановка 2. «Цветочная полянка», выбрана с целью знакомства с различными видами цветов, которые цветут в разное время года (весной, летом, осенью).

Остановка 3. «Птичья столовая», выбрана с целью наблюдения за птицами в разное время года. На этой остановке в период с ноября по март дети развешивают кормушки, изготовленные из вторичного сырья, подкармливают птиц и наблюдают за ними.

Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяином» тропинки выбран сказочный персонаж Лесовичок, который во время прогулки по тропе приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках.

При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.

Письмо березы

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.

Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается сериационный ряд, в котором надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:

- ласточка, акула, скворец, кукушка;

- сорока, ворона, медведь, дятел;

- голубь, снегирь, заяц, грач;

- лягушка, воробей, скворец, голубь.

Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Для закрепления знаний о цветах, их строении, полученных на остановке «Цветочная полянка», используем дидактическую игру «Цветочный магазин». Также игра способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называют их цвет.

Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю вам познакомиться с дидактической игрой, которую мы используем на остановке «Деревья и кустарники». Она учит детей видеть взаимосвязи дерева с окружающей средой, воспитывает бережное отношение к растениям.

После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:

-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.

Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

- Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»Цель:Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения р...

Мастер - класс "Экологическая тропа"

представлен материал по использованию дидактических игр, связанных с экологическими объектами, с использованием технологии ТРИЗ....

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Мастер-класс "Экологическая тропа"

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомст...