РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья

Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитания учащихся на примере дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мой любимый город».

Ключевые слова: познавательные интересы, технология развития познавательных интересов, эвристическое изучение, художественное развитие, спектр педагогических методов и приемов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И.А.Винель

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга,

e-mail: irina.vinel@jandex.ru

Аннотация

Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитания учащихся на примере дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мой любимый город».

Ключевые слова: познавательные интересы, технология развития познавательных интересов, эвристическое изучение, художественное развитие, спектр педагогических методов и приемов.

DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN COGNITIVE INTERESTS IN THE PROCESS OF SAINT-PETERSBURG HISTORY AND CULTURE KNOWLEDGE

I.A.Vinel

e-mail: irina.vinel@jandex.ru

Abstract

The article presents cognitive interests development technology of senior preschool children in the process of Saint-Petersburg history and culture knowledge, takes up the questions of art education by giving an example of additional general educational (general developing) programme «My favourite city».

Key words: cognitive interests, cognitive interests development technology, heuristic research, art education, variety of pedagogical methods and techniques.

Санкт–Петербург – это город не только великой истории и культуры, но и город маленьких граждан, которым предстоит сохранять лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Создание условий для воспитания и социально–педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы петербургского образования, что определено в качестве приоритетного ориентира Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020». При этом особое внимание в Стратегии отводится петербургскому воспитанию детей дошкольного возраста и предшкольному образованию [7, с. 21.].

Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. Именно в этом возрасте, согласно исследованиям педагогов и психологов, таких как Л.С.Выготский [2], Г.И.Щукина [], И.Ф.Алифанова [1], Л.Е.Никонова [4], дошкольники эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что является основой пробуждения интереса для его освоения, в том числе для знакомства с историей и культурой города. При этом важно помнить, что процесс развития дошкольника осуществляется успешно только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром.

В системе дополнительного образования развитию познавательного интереса дошкольников и их активному взаимодействию с Санкт-Петербургом призвана способствовать авторская дополнительная общеобразовательная программа «Мой любимый город», созданная для детей 5-7 лет, нацеленная на воспитание юных петербуржцев в процессе изучения истории и культуры родного города [3].

Актуальность программы заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан, начиная с самого детства любви к родному городу, воспитания чувства сопричастности к его жизни, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры. Среди целевых установок программы следует выделить развитие когнитивной, ценностно-эмоциональной и художественно-эстетической сферы ребенка, основой которых выступает формирование познавательных интересов.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

На 1-ом году обучения уделяется большое внимание воспитанию у детей чувства сопричастности к жизни родного города. Знакомство детей с городом начинается с самой маленькой его частицы – с самих себя, его жителей, поэтому первый раздел так и называется «Давайте познакомимся». На занятиях ребята рассказывают друг другу о своих семьях и друзьях, любимых занятиях и увлечениях, вспоминают интересные случаи из своей жизни.

В следующем разделе дети узнают назначение различных зданий и домов, где живут ребята, знакомятся с понятием «Улица», совместно создавая ее макет на занятиях. В схематичной форме создаются из улиц районы, а из районов – город, который очень «похож на нас»: он может «заболеть» и «огорчиться», а его жители смогут его «вылечить» и он снова станет «радоваться». Таким образом, у детей формируется понимание того, что город – «живой организм», которому необходима наша любовь и забота.

Третий раздел посвящен истории рождения нашего города. Здесь акцент делается на знакомстве с основными достопримечательностями - символами нашего города. Следующие разделы программы называются «Самый красивый город» и «Самый любимый город». И перед ребятами ставятся вопросы: «Почему его так можно назвать?», «Почему настоящие петербуржцы бережно и заботливо относятся к городу?».

Программа 2-го года обучения направлена на понимание ребенком значения Санкт-Петербурга как культурной столицы. Дети знакомятся с городом в «сказочном наряде»: любуются его мостами, решетками, фонарями, «сказочными существами»; путешествуют по дворцам, красивым площадям, посещают театры и музеи, знакомимся с храмами нашего города. И, конечно же, на занятиях идет речь о знаменитых жителях Санкт-Петербурга – детских поэтах и писателях, композиторах, художниках, творчество которых детям близко и понятно. В завершении проводятся нравственно-мотивационные беседы о настоящих петербуржцах, их отношении к городу и о самих ребятах, юных петербуржцах, об их будущих профессиях, о желании сохранить наш город таким красивым.

Отличительными особенностями программы являются широкие межпредметные связи с развитием речи, математикой, изобразительной деятельностью, музыкой и продуктивная деятельность (создание творческих работ: рисунков, стихов, загадок и т.д.). А главное - на развитии познавательных интересов ребенка.

Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области [5]. По мнению Г.И.Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [9]. И.Ф.Харламов видит познавательный интерес как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер [5]. Интересным является определение, данное понятию «интерес» Т.А.Барышевой - избирательная направленность личности, обладающая побудительной силой, стимулирующая творческие проявления ребенка в освоении окружающего мира [6, с.16].

Таким образом, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира [5].

Познавательные интересы лежат в основе реализации важнейшей задачи современного образования – воспитания нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения, его умения самостоятельно находить необходимую информацию, и использовать ее в решении жизненных проблем и ситуаций. Решение данной задачи в рамках краеведеческого образования и конкретно реализации программы «Мой любимый город» можно представить в следующей логике (рис.1):

Рис. 1

Развитие познавательных интересов становится предпосылкой эвристического изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, которое предусматривает не просто получение ребенком готовой информации, а поиск ответов на проблемные вопросы, разрешение проблемных ситуаций, выполнение разнообразных творческих заданий, личностные впечатления от общения с городом.

Ребенок для себя сам «открывает» Санкт-Петербург, что дает возможность сформировать у него ценностное отношение к городу, которое мотивирует позитивное поведение – поведение «настоящего петербуржца».

Развитие познавательных интересов происходит в несколько этапов с использованием спектра педагогических методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям обучающихся.

Сущностью первого этапа является пробуждение желания изучать то или иное явления, направление творчества и т.п. В области краеведения – это город с его историей, достопримечательностями, жителями. Дети вместе с педагогом ищут ответы на вопросы «Кто?» и «Что?». Ребенок знакомится с фактами.

На данном этапе развития познавательных интересов приоритетными являются информационно-познавательные методы и приемы: рассказ, объяснение, демонстрация и последующее обсуждение фрагментов видеофильмов, иллюстраций, и компьютерных презентаций, работа с картой – схемой.

Поскольку игра занимает особое место в развитии дошкольников, в ходе реализации программы активно используются игровые методы (к каждому разделу программы разработаны авторские серии дидактических игр, игр и игровых ситуаций, способствующих развитию познавательных интересов); занятия проводятся с использованием различных игровых персонажей (Почемучка, Фея Вежливости, Царь Петр и многие другие).

На втором этапе происходит расширение и углубление представлений ребенка о том или ином явлении. Ведущими на вопросами становятся «Какой?» и «Какие?». Изучая историю города, дети учатся замечать интересное и необычное.

На этом этапе активно используются ассоциативный метод («Разговор улицы», фигурки на карте) проблемно-поисковый метод (разрешение проблемных ситуаций), моделирование (создание макетов городских пространств: улиц, районов, города). Художественно-творческие методы представлены различными видами художественного творчества (стихи, загадки, рассказы о городе, рисунки, аппликации). Активно используются мотивационно-стимулирующие методы и приемы: этические и эвристические беседы, выставки детских творческих работ, открытые занятия для родителей, самооценка и взаимооценка учащихся.

На третьем этапе происходит развитие когнитивных и поведенческих проявлений познавательных интересов. Главным вопросом становится «Почему?». Детям предлагается самостоятельно решать проблемные ситуации.

Данный этап характеризуется использованием таких методов и приемов, как проблемно-поисковый («Как узнать что это?», «Где можно найти информацию?», «Придумай больше вопросов», «Сравнение достопримечательностей», «Фотографы»). К творческим методам и приемам можно отнести метод активного воображения («Разговор персонажей»), имитационный метод, («Ролевые игры» изображение скульптур Летнего сада, достопримечательностей, украшений города: сказочных существ, мостов, фонарей), виртуальные экскурсии и т.п.

На всех этапах широко используются контрольно-диагностические методы: наблюдение на занятиях, беседы с родителями, методика «Цветограмма» диагностические игры, конкурсы (рисунков, аппликаций, стихов, загадок), итоговые обобщающие игры-конкурсы, блиц-опросы.

Деление методов для каждого этапа условно. Педагогические методы могут повторяться от этапа к этапу, от раздела к разделу программы, но с различным дидактическим наполнением.

Полноценному освоению содержания изучаемого курса способствует созданная автором рабочая тетрадь «Мой любимый город. Санкт-Петербург. Первые путешествия в историю и культуру», и которая является составной частью учебно-методического комплекса к программе. В рабочей тетради представлены разнообразные задания: загадки, стихи, раскраски, ребусы, кроссворды, вопросы познавательного характера. Тематическая организация рабочей тетради соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы. Информация об исторических и социальных фактах «погружена» в интересный для детей контекст. Формулировки заданий представлены в привлекательной, эмоционально-образной форме. Использование на каждой странице тетради игрового персонажа обеспечивает создание сквозной мотивации к выполнению заданий.

Тем не менее «кабинетные» занятия не могут заменить непосредственного контакта, живого общения с городом, способствовать полноценному развитию познавательных интересов детей. Для этого в программе «Мой любимый город» предусмотрено проведение системы экскурсий и путешествий (как очных, так и виртуальных) для «погружения» дошкольников в мир города, его прошлое и настоящее. Детей 6-7 лет нужно активно приобщать к походам в музеи, на выставки, обсуждать с ними увиденное, побуждать их к высказыванию собственного мнения, выражению эмоций. Чувство прекрасного, художественный вкус эволюционирует под воздействием музыки, танца, костюма, архитектуры, скульптуры и т.д. Несмотря на то, что дети этого возраста еще далеки от приобретения жизненного опыта, практика общения с ними доказывает, что у них есть своя, особенная, мудрость, свое видение происходящего. Дошкольники находят разнообразные средства самовыражения на холсте, в музыке или в слове, что является подтверждением стремления детей к познанию нашего города.

Занимаясь развитием познавательных интересов детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования, нельзя забывать о семье. Первые «кирпичики» в фундамент познавательных интересов будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье [4]. Для этого в помощь родителям предлагается разработанная автором серия «Прогулок выходного дня», представляющая собой краткий информационный материал о достопримечательностях и вопросы познавательного характера, которые родители и дети могут задать друг другу. Особое значение для формирования познавательных интересов дошкольников, их стремления узнавать новое и интересное из истории Санкт-Петербурга, имеют циклы занятий в Эрмитаже и Русском музее.

В ходе семейных путешествий по городу появились разнообразные семейные фото и видеоматериалы, детские рассказы, загадки, стихи и рисунки детей о своих впечатлениях.

Вот некоторые детские стихи и рассказы:

Река Нева

Красивая река Нева

И широка и глубока.

В ней корабли

Как облака.

(Леня Ефремов, 6 лет)

Медный всадник

А медный всадник

Как охрана

Стоит на берегу Невы

А всадник тот

Наш Петр-царь,

Который строил Петербург.

(Евгения Касьяненко, 6 лет)

«Мы совершили прогулку по «Северной Венеции». Реки доставляют людям воду, помогают в тушении пожаров. По ним интересно плыть, смотреть на памятники нашего города. Я хотела бы отправиться в путешествие - доплыть до моря, увидеть водопад. Нева – красивая! Нева – широкая! Нева – прекрасная!!!» (Абрамова Ксения,6 лет).

«Мне понравилось гулять по паркам нашего города, в парках есть красивые фонтаны, большие пруды, еще в парках деревья красиво подстрижены, а цветы посажены в красивые клумбы. Но очень жалко, что в парках мало скамеек, на которых можно отдохнуть! (Горчакова Настя,6 лет).

А еще есть детские рисунки:

C:\Users\Наташа\Desktop\Семинар ДДТ\4\Фото0585.jpg

img665

Горчакова Настя, 6 лет

Абрамова Ксюша, 7 лет

Карпова Катя, 7 лет

Если юные жители Санкт-Петербурга видят таким наш город, искренне его любят и переживают за него, то они вырастут достойными гражданами своего города и своей страны.

Эффективность использования в программе «Мой любимый город» технологии развития познавательных интересов подтверждается следующими фактами:

  • сформированностью у учащихся по итогам освоения программы устойчивого интереса к изучению истории родного города. Многие выпускники далее продолжают заниматься по краеведческим программам в начальной и средней школе;
  • ежегодно команды учащихся, успешно освоивших программу, становятся победителями и призерами районных и городских познавательных игр-конкурсов по истории города, участвуют в районных краеведческих чтениях;
  • программа успешно реализуется педагогами дополнительного образования детей других образовательных учреждений района.

Представленный опыт развития познавательных интересов учащихся на примере программы «Мой любимый город» возможно использовать применительно к другим направлениям детского творчества. Важно понимать сущность и технологическое обеспечение этапов развития познавательных интересов.

Главный же результат - позитивное отношение моих учащихся к нашему городу. Важно не только знать и любить свой город, но и необходимо научить этому своих воспитанников, а город ответит им взаимностью.

Библиографический список:

  1. Алифанова И.Ф. Первые шаги. - СПб: Петербургская Новая школа, 2000.
  2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Москва: Академия, 1996.
  3. Мой любимый город. Санкт-Петербург. Первые путешествия дошкольников в историю и культуру. Пособие для педагогов дополнительного образования (Из опыта работы Дома детского творчества Красносельского района). – СПб, 2017.
  4. Никонова Л.Е.. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Минск: Народная Асвета, 1991.
  5. Понятие «познавательный интерес». Интересы младших школьников. - http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00131587_0.html .(Дата обращения: 19.01.18).
  6. Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. – СПб, 2015.
  7. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. Петербургская Школа 2020. - http://www.kirov.spb.ru/dou/21/docs/programma/strateg.pdf. с.21 (Дата обращения: 18.01.18).
  8. Художественное развитие ребенка. - http://sonyaclub.ru/xudozhestvennoe-razvitie-rebenka/. (Дата обращения: 19.01.18).
  9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва: Педагогика, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности  развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....

Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...

Советы для будущих воспитателей по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Для успешного формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе медиаобразования необходима реализация следующих результативных условий: общение ребенка с взрослым человеком – педа...

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы "Мой город - Санкт-Петербург"

Необходимость тесного конструктивного сотрудничества с семьями обучающихся для учителей-логопедов имеет особое значение.Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, во м...