Советы для будущих воспитателей по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему
Для успешного формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе медиаобразования необходима реализация следующих результативных условий: общение ребенка с взрослым человеком – педагогом, родителями, организация практических и исследовательских действий ребенка, индивидуальный подход к детям, включение дошкольников в дидактически продуманные занятия и игры с использованием медиа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aprel-may_re.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманистическая ситуация в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста такова, что объективное следствие, которое складывается в данный период культурологических обстоятельств, предполагает организацию особых взаимосвязей между педагогом и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода в современной ситуации образование является не «воспроизведением» понятий и знаний, приемов и навыков, а развитием индивидуально-неповторимой личности ребенка, начиная именно с дошкольного возраста.
Многократные противоречия исследователей подтверждают особую актуальность проблемы развития познавательных интересов, особенно у ребенка дошкольного возраста. Использование для этого возможностей медиасредства представляется чрезвычайно перспективным подходом. На наш взгляд медиа-феномен, в качестве одного из проявлений которого можно подвергать рассмотрению использование и создание детской периодической печати, еще не обрел необходимого теоретического осмысления в аспекте проблем педагогики.
Цель статьи. Рассмотреть и выделить наиболее результативные условия для деятельности студентов педагогических ВУЗов в развитии познавательного интереса в процессе медиаобразования старших дошкольников.
Изложение основного материала. Для того чтобы наиболее эффективно создавать условия для процесса развития познавательного интереса дошкольников в процессе медиаобразования будущими воспитателями, следует (рекомендуем) реализовать определенные условия.
Значительным условием формирования познавательного интереса дошкольников является создание практических и исследовательских действий ребенка. Познавательные ситуации должны опираться на уже развитые у ребенка потребности, но не стоит забывать о потребности в общении с взрослыми – похвала действий ребенка, поступков, суждений, мнений. Важное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира и воспитание активного, заинтересованного отношения. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, интересно дошкольнику, что он может воспроизвести в деятельности. Например, девочку интересуют домашние животные: их внешний вид, повадки. Необходимо посоветовать родителям прочитать ребенку книги, наблюдать за животными непосредственно в природе, подготовить презентации и диафильмы, если есть возможность приобрести.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста рассчитывает на получение новых знаний и умений. Также их передачу направлены интеллектуальные занятия в детском саду. По мнению М. Лисиной, значительным фактором развития и формирования познавательного интереса – является общение ребенка с взрослым человеком – педагогом и родителями. Дошкольник получает:
1) способы регулирования своим поведением, одолевает трудности ориентировки в необычных и незнакомых ситуациях при решении новых задач;
2) активное и увлеченное отношение к явлениям, предметам. На данном этапе могут быть использованы кинофрагменты и мультипликационные фильмы. Основой развития познавательного интереса детей в детском саду проявляется творческая мысль педагога, направленная на поиски результативных методов интеллектуального воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.
Непременным условием возникновения познавательного интереса является включение дошкольников в дидактически продуманные занятия и игры с применением медиа. Педагог исполняет обучающее и развивающее влияние путем привлечения интереса дошкольников, словесных подтверждений, что нужно сделать, познать, услышать, и наглядного показа способа действий. Используя потребность в знании, воспитатель должен направлять пытливость ребенка, вооружить его способами самостоятельного поиска решения. Нужно уметь из потока вопросов дошкольника извлечь главное и направить детскую мысль на правильный путь. Можно подготовить презентацию, для того чтобы наглядно ответить старшему дошкольнику на поставленный вопрос.
Весьма значителен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему индифферентны, а потому, что у них не хватает уверенности в себе. К ним требуется особое внимание: своевременно обнаружить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать усилия, поддержать в достижении успеха, создавать доброжелательное отношение других дошкольников.
Реализацию охарактеризованных педагогических условий можно осуществлять следующими путями.
Первый путь: создание положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
Второй путь: создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности и процессу деятельности; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.
Для успешного осуществления развития познавательного интереса, необходимо учитывать следующее:
I. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
II. Подготовка основы для интереса.
III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.
IV. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей интересы дошкольника имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Вывод: таким образом, мы можем говорить о том, что руководствуясь условиями, путями для развития познавательного интереса, мы сможем достичь высокого уровня познавательных интересов у старших дошкольников. В процессе развития познавательного интереса рекомендуется использовать следующие условия: общение ребенка со взрослым; организация практических и исследовательский действий дошкольника; индивидуальный подход; вовлечение дошкольников в дидактические игры и занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....
Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для родителей...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через проектно-исследовательскую деятельность
формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности....
Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...