методическая разработка для воспитателей
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры
Урайский специализированный Дом ребенка
Методическая разработка для воспитателей.
«Особенности развития детей раннего возраста»
Подготовила: воспитатель
группы № 2
Филиппова Н.Ю.
Методическая разработка для воспитателей.
Особенности развития детей раннего возраста
Цель: Развитие самообразования
Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирование высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти внимания, что создаёт базу для дальнейшего психического развития.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного развития и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
В первый год жизни ребёнка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития. В первые месяцы у ребёнка интенсивно развивается зрение и слух, и конечно физическое развитие. Под контролем слуха и зрения у малыша начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет(4 – 5мес). И, наконец, вид яркой игрушки голос близкого человека побуждает ребёнка, опираясь на руки или держась за опору, ползать, а потом ходить (второе полугодие).
Слуховые и зрительные восприятия в течении первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или к звучащему предмету, захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5 – 5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.
Простые действия с игрушкой (Удерживает, размахивает) превращаются после 9 – 10 месяцев в несложные предметно – игровые. Кубики малыш кладёт в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.
В речи тоже происходят перемены: в первые месяцы это (гы, кхы), а в 4 – 5 мес. он певуче гулит (а – а – а), что важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, т.е. произносить слоги, из которых позже образуются первые простые слова. К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (30 – 50 слов), и ребёнок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое общение взрослого к ребёнку может успокоить его, побудить выполнять несложное действие. «Социализация» тоже идёт по разным направлениям. Даже дети в 2 – 3месяца, лёжа в манеже радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа. Во втором полугодии проявляют разное отношение ко взрослым: близким – радуются, чужих настороженно рассматривают.
Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (Звуками, улыбкой, движениями) к близким взрослым.
Передвигаясь, ребёнок начинает ориентироваться в пространстве (Манеж, комната): двигаясь на встречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему его предмету. Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5 мес. Удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, когда пьёт, стягивает шапку, носки. подаёт по просьбе взрослого предметы одежды. В этот период ребёнок испытывает потребность в эмоциональном и объективно направленном общении со взрослым.
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, поэтому в этот период происходит становление всех функций организма. Именно, в первые годы умственное и нравственное развитие зависит от физического состояния и настроения ребёнка. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, излишняя подвижность могут стать причиной капризов, конфликтов между детьми. Положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретённые умения, речевые и двигательные навыки. Знание этих особенностей требует внимательного отношения к здоровью детей, охраны их нервной системы.
Потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, то есть сенсомоторная потребность, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребёнка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.
На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослым, которая определяет активное поведение развивающейся личности. Общение важно для психического здоровья ребёнка, формирования речевых навыков, предметной и игровой деятельности, для формирования активного поведения Запорожец А.В.
Основные этапы, которые проходят онтогенетическое развитие общения у ребёнка, можно описать следующим образом.
Возраст 3-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и потребности в новых впечатлениях.
Возраст 10 – 1 год 6 месяцев. Возникновение координированного вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
Возраст 1 год 6 месяцев до 3 лет. Появление игрового и делового общения связано с возникновением предметной деятельности и игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ»
С введением ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования существенно изменились подходы к организации деятельности воспитателя и детей....
Методическая разработка для воспитателей ДОУ: «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».
В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "
Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...
Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...
Методическая разработка для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.
Описание: данный материал могут использовать педагоги ДОУ, старшие воспитатели в работе с родителями и воспитанникамиЦель: теоретическое обоснование и практическая реализация современных те...
Методическая разработка для воспитателей «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения»
Консультация для воспитателей «Что должен знать воспитательо правилах дорожного движения»...