Доклад «Родительский клуб – эффективная форма взаимодействия с родителями»
материал

Иванова Светлана Олеговна

Доклад старшего воспитателя - Повышение качества образования через взаимодействие семьи и ДОУ в рамках работы родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_starshego_vospitatelya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад старшего воспитателя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г.Черняховска, Калининградской области

Ивановой Светланы Олеговны

на Августовской конференции 2018года

Секция «Дошкольное воспитание»

«Родительский клуб – эффективная форма взаимодействия с родителями»

Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания  и образования  детей в нашем детском саду.

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду

Цели и задачи работы родительского клуба (Семейный клуб) в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении воспитательных и обучающих задач.

В последние годы из-за социально-экономической ситуации мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней
Кто является участниками родительского клуба? 

Конечно родители или их заменяющие, также в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем: учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания); учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома); психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них); учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп); методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания) и воспитатели групп (на которых проводится мероприятие)

Чем занимаются на заседаниях?

 Участники родительского клуба: слушают консультации узких специалистов; задают педагогам интересующие вопросы; обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома; осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить)

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются: заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса; психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта); проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений); обсуждение опыта семейного воспитания и др.

Тематика заседаний родительского клуба
Примерный перечень тем может быть таким: «Как подготовить ребёнка к школе»; «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»; «Развиваем память у дошкольников»; «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»; «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»; «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»; «Возрастные кризисы»; «Детские страхи»; «Капризы и упрямство»; «Ребёнок и компьютер»; «Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Структура клуба

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как мини-лекция (для знакомства с новой информацией); притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию); демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса). На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются: дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания); психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей); детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики)

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах: письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»); устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе)

Опрос родителей

Уважаемые родители!

 С этого года у нас в ДОУ будет работать родительский клуб «НАШ РЕБЕНОК»

Цель работы клуба: повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности микрорайона и города.

Деятельность работы клуба направлена на повышение педагогической культуры родителей и предполагает:

- изучение особенностей психического развития детей;

- обеспечение эмоционального благополучия детей и родителей в условиях ДОУ;

- формирование психологической культуры семьи для полноценного психического и физического развития личности ребенка;

- знакомство с системами, методами семейного воспитания….

1. Хотели бы Вы стать членом родительского клуба?

2. Уважаемые родители, время проведения клуба с 16.30 до 17.30, 1 раз в месяц. Удобно ли для вас это время?

3. Клуб будет работать по пяти направлениям. Какому направлению Вы отдаете предпочтение?

А- физкультурно-оздоровительное;

Б- социально-коммуникативное развитие;

В- речевое развитие;

Г- познавательное развитие;

Д- художественно-эстетическое развитие

Разработали Положение о работе клуба «Наш ребенок»

Первое заседание Родительского клуба прошло в октябре 2015 года

1. Кризис 3-х лет – пути его преодоления

На встречу были приглашены родители детей младших.

Родителям была представлена презентация «Как нам хорошо в нашем саду». Вместе с ними обсуждались важные вопросы, касающиеся преодоления кризиса 3 – х лет у малышей. Были даны грамотные и правильные советы, как можно отвлечь детей от капризов, правильно реагировать на их поведение. Через игровые упражнения они смогли освоить тактику «антикапризного поведения» в общественных местах. Родители активно участвовали в играх, делились своим опытом, рассказывали о своих проблемах.

Родители высказали свое мнение о работе клуба в своих отзывах и предложили встречаться как можно чаще.  

2. Гуляют ребятки в Зимние святки

 Целью мероприятия было - продолжить знакомство детей и родителей с русскими народными праздниками, обычаями, традициями и обрядами святочных праздников. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях и праздниках, закреплять умения и навыки в творческом проявлении и импровизациях через народные игры, песни и танцы. 

(для детей и родителей подготовительных групп)

Дана информация об обычаях проведения праздника.

Родители и дети наряжались в костюмы, пели колядки, водили хороводы, играли в народные игры с закличками. Не обошлось и без гаданий-предсказаний, что ждет всех в наступившем году. А какие Святки без подарков, да и главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Родители вместе с детьми изготовили из бумаги "Рождественские колокольчики", а помогли им мастерицы-воспитатели.

Все получили эмоциональный заряд и пожелали друг другу мира и добра.

Открыла клуб наша заведующая. Вместе с родителями они говорили о традициях, праздниках, которые отмечаются в их семьях. В конце беседы Ольга Александровна пригласила родителей заглянуть в русскую избу и посмотреть, как проходил праздник встречи Рождества и Святок на Руси.

Дети пели колядки, читали стихи, пели рождественскую песни, водили хороводы. Хозяйки приготовили для детей угощения, пригласили всех за стол, за веселый разговор. Каждая семья рассказала о своих традициях празднования Рождества и Святок. Ну а какой святочный праздник без игр, шуток, прибауток. Сказочный персонаж Баба–Яга провела с родителями интересные соревнования.

Гостеприимство – это тоже добрая традиция на Руси и в каждой семье. Праздник закончился чаепитием.

3. «Здоровье ребенка – в ваших руках» (два слайда)

Чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Специалисты нашего ДОУ познакомили родителей с упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях для оздоровления детей.

Подготовили для родителей памятки об играх, которые можно будет использовать на улице в зимний период вместе с детьми.

4. «Мама в доме, что солнышко на небе» (3 слайда)

Была проведена большая предварительная работа: дети вместе с воспитателями изготовили поделки – ангелочки, звезды. Дети рисовали портреты своих мам. Специалисты, родители подготовили презентации.

Был показан видеофильм, смонтированный воспитателем группы, в котором рассказали о своих мамах.

Мамы из активных наблюдателей за праздником превратились в активных участников.

Выступала семья с видеофильмом о своей творческой семье и подарили всем красивую песню о маме. Вторая семья - представила шуточную презентацию «Мама – политик». Третья семья -  исполнили шуточную песню «Семечки». Все родители также смогли заглянули в настоящий «Семейный альбом» нашего МАДОУ и узнали каждый своего ребенка в разных видах деятельности. 

5.  «Моя мама самая лучшая», посвященный Дню матери.

Форма проведения – конкурс.

Цель: привлечь родителей к активному участию в жизни ДОУ. Поиск, развитие и поддержка талантливых родителей. Создание положительной атмосферы.

В конкурсе приняли участие мамы от каждой возрастной группы. Определены номинации, в которых участвовали мамы. Работало жюри. 

Каждая участница приготовила презентации, номера для конкурса. Представили песенные номера, Кулинарное искусство, читали стихи собственного сочинения, одна мамочка показала виртуозное владение фотоаппаратом и представила прекрасные фотографии, другая - очаровала всех гостей цветочными фантазиями (икебаны), еще одна - представила картину сделанную своими руками, демонстрировали вязанные изделия, вышивку. Завершился конкурс - шоу мыльных пузырей, которое показала также наша мамочка. Все участницы были награждены грамотами за участие в конкурсе «Моя мама самая лучшая».

6. Рюкзак для добрых пап»

 Встреча прошла в преддверии праздника Дня защитника отечества. Дети читали стихи, пели песни. В гости прилетел сказочный персонаж «Карлсон», который очень хотел стать военным, но не знал, что для этого нужно делать. Были проведены интересные соревнования, в которых папы и дети проявили все свои способности, представлена презентация о родах войск, беседа о роли отца в воспитании детей. Всем папам были вручены подарки и грамоты за участие в работе клуба.

7. Мой папа, самый -  самый!

Мы неспроста хотели видеть на вечере как можно больше пап. Мамы приходят чаще по первому зову, чем папы. А ведь и отец играет большую роль в воспитании ребёнка. К сожалению, большую часть времени проводит с ребенком мама, а отец включается в процесс воспитания редко, в «аварийных» случаях…

Педагог-психолог– кратко рассказала о роли отца в семье, о том, что отец нужен детям, и его внимание важно на каждом этапе становления ребёнка как личности.

Подарком для пап было записано видео-интервью их детей – ребята ответили на вопросы:

- Кто с тобой больше занимается: мама или папа?

- Чем занимается папа в свободное время? 

- Что ты любишь делать вместе с папой?

- Чему научил тебя папа?

- За что ты любишь своего папу?

После беседы с папами, в зал были приглашены их дети. Вечер продолжился веселыми конкурсами.

Далее, дети вместе с папами показали свое мастерство, умение и находчивость в мастер-классах: для девочек папы изготавливали качели для кукол из бросового материала, а для мальчиков – вертолеты. Поделки получились у всех необычные и интересные…

Да, наши папы действительно самые-самые… Всех пап наградили медалями «Самый лучший папа!»

8.  «Папа может все что угодно!».  

Задачи, которые мы преследуем, организовывая данное мероприятие:

- расширение представлений детей о Российской армии;

- воспитывать патриотические чувства, уважение к российскому воину, его силе и смелости;

- закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;

- развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;

- совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

9. «Играем - речь развиваем» (для родителей детей старшей группы)

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

В работе клуба приняли участие: учителя – логопеды

представили родителям презентацию «О развитии речи детей старшего возраста», рассказали родителям о значении дыхательной гимнастики и вместе с родителями сделали игрушку «Бабочку», с помощью которой были проделаны разнообразные дыхательные упражнения, консультация о развитии фонематического восприятия, после была организована игровая деятельность с родителями.

10. Шоу – эксперимент «Волшебная страна».

В конце учебного года прошло заключительное заседание клуба, на которое были приглашены родители воспитанников всех возрастных групп. Для них была представлена театрализованная постановка шоу – эксперимент «Волшебная страна».

Родители выразили слова благодарности о работе клуба и о продолжении его работы в новом учебном году.

11. Семья, это важно, семья – это сложно!

Цель мероприятия - повысить педагогическую и психологическую грамотность и культурно – образовательный уровень родителей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Гармонизировать семейные и родительские отношения. Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями. Улучшить климат в семье. Повысить эмоциональную насыщенность и информативность контактов родителей с детьми. Вооружить родителей советами и рекомендациями по формированию семейных традиций.

12. Здоровые дети – в здоровой семье

В работе детского сада главными задачами являются - сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

 На мероприятие были приглашены многодетные семьи, которые поделились своим опытом оздоровления детей в домашних условиях. Дети, в видео-интервью, рассказали, как дома они занимаются спортом, кто им больше всего уделяет внимание. Привлекли к участию и детей со спортивной школы, которые занимаются художественной гимнастикой при школе №3. Девочки, вместе со своим тренером, которая рассказав об этом изящном виде спорта, показали свои способности, продемонстрировав свой небольшой номер.  Вместе с родителями, дети подготовительных групп с большим азартом и радостью участвовали в спортивных играх и эстафетах. Все получили большой эмоциональный заряд, испытали огромную радость от совместного участия.

13. Игровой практикум с детьми и родителями "Развиваемся, играя!"

Цель: Развитие навыков взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», способствующих формированию познавательных и психических процессов детей раннего дошкольного возраста. 

Задачи: 

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Повышение компетентности родителей при выборе игр.

Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни.

Формировать умение различать размер предметов.

Развивать внимание, слуховое и зрительное сосредоточение.

Упражнять в умении согласовывать слова и движения.

Развивать познавательную деятельность ребенка и мышление, мелкую и общую моторику.

14. Родительская встреча «Мы вместе» в рамках проекта «Веселый малыш» (для младших групп) на тему «Психо-речевая мозайка».

Организаторами выступили специалисты детского сада педагог-психолог, учителя-логопеды

Главная цель - Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

4. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста, развития правильного дыхания, слухового восприятия и развития мелкой моторики.

А также на родительской встрече были оглашены общие результаты адаптации детей, показан видеофильм по итогам проекта «Веселый малыш».

15. Спортивно – игровой практикум «Путешествие в осенний лес»

В нашем детском саду не случайно уделяется большое внимание работе с родителями детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

 Работа с родителями включает в себя много направлений. Какие же они: сотрудничество, участие, обучение, партнерство.

Для решения данной цели в работе специалистов нашей группы поставлен ряд задач:

  1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями родителей в области педагогики и психологии развития;
  3. Сформировать адекватную самооценку

Ребята с родителями и педагогами ходили по неизведанным дорожкам (преодолевали полосу препятствий), выполняли упражнения, отгадывали загадки и весело играли с лесными жителями

16. «Мой ребенок будущий первоклассник»

  • повышение родительской компетентности в области психологической готовности ребенка к школе;
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития будущих первоклассников;
  • повышение родительской компетентности в области физической готовности дошкольника к обучению в школе;
  • осознание разницы между ожиданиями и реальностью.

За круглым столом в теплой и дружеской атмосфере состоялась встреча актива родителей подготовительной группы и специалистов нашего детского сада.

Педагог-психолог  - провела упражнение-дискуссию «Идеальный первоклассник, упражнение-дискуссию «Каким я был первоклашкой». Сообщение на тему: «Что помогает ребенку лучше адаптироваться к школе». А также практические упражнения «Пропись», «Рисуем вместе», «Будь внимательным!», которые помогли вернуть родителей в мир детства и ощутить на себе, как важна психологическая поддержка и благоприятный эмоциональный фон для будущих первоклассников.

Учитель-логопед рассказала родителям о необходимых знаниях в речевом развитии дошкольников, сформировала правильное отношение к речевому недостатку ребенка. Оказала помощь в правильной организации логопедических занятий дома для исправления речевых недостатков. 

Инструктор по физическому воспитанию раскрыла этапы подготовки ребенка по физическому развитию к школе.

В завершении учебного года – театрализованное представление «Ярмарка»

Результатом работы нашего клуба считаем сплочение детей и большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребенку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее, общительнее. Многие семьи встречаются и вне детского сада, связывают их общие интересы, как взрослых, так и детей. Совместные дела, мероприятия клуба помогли родителям установить дружеские отношения с другими родителями, полнее ощутить причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, побудили к получению дополнительных знаний.

Об этом говорят положительные ОТЗЫВЫ от родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

«Детско-родительские клубы как эффективная форма взаимодействия с родителями в современных условиях»

D  Р                          В статье изложен опыт работы педагога по взаимодействию с родителями.  аботая над проблемо...

Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия с семьей

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями...

Мастер – класс «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия с родителями по физическому развитию детей»

Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающих технологий в домашних условиях....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...