План долгосрочного проекта для подготовительной группы "МИР ВОКРУГ НАС"
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д.25-а тел 849343-2-29-41
e-mail- mdou15teikovo@rambler.ru ИНН 3704003660 КПП 370401001
План долгосрочного проекта для подготовительной группы
"МИР ВОКРУГ НАС"
Авторы проекта:
воспитатели МДОУ № 15 г.Тейково
Красавина С.Ю.
Кочеткова А.С.
Утверждено:
заведующей МДОУ № 15 г.Тейково
Казаркиной Н.В
___________________
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".
Актуальность:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Цель и задачи проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
с сентября по май учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты:
- Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
- Появится положительная динамика по результатам диагностики.
- Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.
Долгосрочные результаты:
- Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
- Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- Активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность.
Предварительный просмотр:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МИР ВОКРУГ НАС»
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика. «Наша Земля. Знакомство с глобусом». Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом. Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь». Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом». | Анкетирование «Экспериментируем вместе с ребёнком». |
Октябрь | «Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности. Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?» Дидактические игры: «Явления природы», «Назови лишнее». | Советы родителям: «Всё обо всём» – увлекательная, познавательная и уникальная по своему содержанию энциклопедия, в которой можно найти ответы практически на любые вопросы. |
Ноябрь | «Удивительные камни». Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников. Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма, размер, характер поверхности и т.д.), «Плавает - тонет». Дидактические игры: «Что для чего», «Найди свой камешек». | Консультация «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества». |
Декабрь | «Эта удивительная соль». Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте; вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого; стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Узнай на вкус». | Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Январь | «Волшебница вода». Цель: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах и состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности. Экспериментирование: «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе», «Тонет - не тонет». Моделирование: «Круговорот воды в природе». Дидактические игры: «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу». | Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». |
Февраль | «Воздух - невидимка». Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели». Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха». | Советы родителям «Игра детей – дело взрослых». Опыты и эксперименты с воздухом и водой. |
Март | «Загадочный магнит». Цель: расширять представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла); развивать у детей познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук». Дидактические игры: «Магнит», «Рыболов». | Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами». |
Апрель | «Волшебное электричество». Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Экспериментирование: «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы». Использование электронного конструктора «Знаток». Дидактические игры: «Сколько лампочек в квартире?», «Выбери лишнюю картинку», «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо». | Консультация для родителей «Электричество полезно, но опасно». |
Май | Викторина «Все обо всём». Цель: способствовать закреплению полученных знаний и умений; развивать познавательную активность ; стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций. Диагностика.
| Советы для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Презентация проекта подготовительной группы "Запахи вокруг нас"
Во время познавательных бесед у детей определились проблемные вопросы: «Откуда берется запах?», «Почему апельсин пахнет, а ложка – нет?», «Можно ли поймать запах?», «Почему м...
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы "Воздух вокруг нас"
В правильном развитии организма ребенка свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. Трудно переоценить значение прогулок в разное время года. Поэтому необходимо познакомить детей с понятием "в...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе "мир вокруг нас. Перелетные птицы"
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю III и IV октября (17.10-28.10) Тема: Мир вокруг нас. Перелетные птицы Задачи: Формирование у детей элементарных экологических представлений,...