Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
В правильном развитии организма ребенка свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. Трудно переоценить значение прогулок в разное время года. Поэтому необходимо познакомить детей с понятием "воздух", закрепить знания о нем, его свойствах, значимости в жизни человека, животных, растений. Научить детей видеть взаимозависимость между экологией и здоровьем человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
1. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
2. Ф.у. устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией
и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему
здоровью, экологическое сознание детей.
Ф.у. детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать
гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и
его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха
в жизни человека, животных, растений.
Развивать познавательную активность, наблюдательность,
мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
«Познавательное развитие»
3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в
коллективе, умение выслушивать друг друга. Развивать умение детей
самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать
проблемные ситуации. «Социально-коммуникативное развитие»
4. Активизировать речевую деятельность детей. «Речевое развитие».
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание слайдов)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой,
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и
« В лесу». Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой,
целофановые пакеты, воздушный шарик, камушки, зубочистка. Дидактический:
«Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, · наблюдения на
прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая
среда».
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка
Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,
игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Речевая: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход
1. Вводная часть.
Перед началом занятия читаю детям стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц,
Ради нескольких яиц.
Все старательно с умом,
Берегли свой общий дом.
Под названием «Земля»,
Где живем и ты и я!
Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Сюрпризный момент
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы
сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
В: - Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть.
Ой, а тут ещё прикреплена какая- то открытка с загадкой.
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же
без него мы жить не можем". (Воздух).
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
В:- Скажите, ребята, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (везде)
В:- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)
В:- А можно жить без воздуха? (ответы детей)
В:- Почему? (ответы детей)
В: Молодцы!
В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В.: докажите, что этот самый воздух есть!
Дети ориентируются на картинки-слайды: глаз (можно увидеть воздух),
ухо, сосуд, сосуд с водой, краски.
(Ответы детей: поймать в мешочек,
подышать, помахать веером, можно лопнуть шарик или просто отпустить
его, положить камень в воду, сжать мячик, подуть в стакан с водой через трубочку).
А сейчас представьте, что вы ученые, а они работают в лаборатории.
Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как
его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в
нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
Опыт 1. (Есть ли воздух в стаканчике?) Что это? Стакан. Посмотрите, есть
в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли
опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку-цветочек.
(ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо
мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек
пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не
выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно
погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу
поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети
убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей -
пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)
Опыт 2. (воздух не имеет запаха)
В:- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В.:- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая
готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В контейнерах были вещества с разными
запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни
чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Игра "Что лишнее?" (слайды- лук, чеснок, хвоя, апельсин).
Посмотрите на картинки и скажите, запахи чего можно считать лечебными, полезными? (ответы детей)
Посмотрите на эти картинки (слайды: костер, газовая плита, сигарета, газы от автомобиля).
В: -Что вы можете сказать про эти запахи? (ответы детей).
Дыхательная гимнастика:
Приходи ко мне дружок, и вставай ко мне в кружок.
(Дети встают в круг.)
Носик ты быстрей найди, и друг другу покажи.
(Дети указательным пальцем дотрагиваются до кончика носа.)
Носик надо очищать, на прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.
(Дети плотно закрывают рот. Вдох и выдох выполняют через нос.)
Вот так носик- баловник! Он шалить у нас привык.
(На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим
указательным пальцем одной руки на крылья носа.)
Тише, тише не спеши, ароматом подыши. (Дети выполняют 10 вдохов и выдохов, через правую и левую ноздрю закрывая их указательным пальцем.
Хорошо гулять по саду. И поёт нос: «Ба -бо-бу» .
(На вдохе дети постукивают по крыльям носа и поют Ба -бо-бу.)
Теперь надо носик нам погреть, его немного потереть. (Дети располагают на
переносице указательные пальцы и выполняют ими движения крыльями
носа, затем вверх и обратно, расширяют нос.)
Нагулялся носик мой, возвращаемся домой.
Игра "Четвёртый лишний" (слайды –вентилятор, пылесос, фен, утюг)
Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают
человеку использовать воздух? Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек
дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко?
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя
чувствовали? А как правильно нужно дышать?
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от
загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для
здоровья.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе.
Одеваться по погоде.
С воздухом будем дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
В: Достаю две картинки, показываю, объясняю.
Летом художник отдыхал в
городе и в лесу. То, что художник увидел, он нарисовал в своих картинах.
Беседа рассуждение:
- Дети, а как вы думаете, можно ли по картинам догадаться, где художнику
лучше было отдыхать?
- А где воздух чище и легче дышится?
- Почему в городе воздух загрязненный? (газуют машины, дымят трубы
заводов)
- Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют
выхлопные газы автомобилей.
- что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать
было легче людям?
- Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет ·чище, но
заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель,
продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит
фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
- Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (там чистый воздух,
нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое
количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения.
Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше
растений - больше кислорода).
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
- Догадайтесь, что можно сделать, что бы помочь городу, очистить
воздух? (посадить деревья, кустарники). А еще? (не ломать, не губить
деревья).
Давайте будем беречь планету
Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым.
В обиду ее никому не дадим.
- Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он
плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе,
укрепляется здоровье человека и улучшается настроение. Правда, воздух на
улице не везде одинаково чистый. Лучше гулять там, где много деревьев, в
парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.
За чистотой воздуха на Земле следят ученые - ЭКОЛОГИ. Они изучают, как
человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся
воздух.
Итог:
Д/игра «Экологический светофор»
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я
предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый.
Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки.
Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны красный.
Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
Ребята, вы уже столько много знаете, а вот младшие дошкольники с этим не знакомы. Так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, которые помогут малышам научиться беречь свое здоровье. Я придумала…
Молодцы! Улыбнитесь, кому понравилось наше занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...
Конспект непосредственно-образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной группе «Помощь паровозику из Ромашково»
Конспект непосредственно-образовательной области«Художественное творчество» в подготовительной группе«Помощь паровозику из Ромашково» Купина Наталья ВладимировнаВоспитатель детского сада № 69ОАО ...
Конспект непосредственно - образовательной работы с детьми в подготовительной к школе группе «Здоровое питание»
Формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих....
План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".
Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим. Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"
quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....