Cнижение негативных проявлений адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Проект.
статья
В статье представлен проект по снижению негативных проявлений адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
Название проекта: Разработка системы мероприятий, способствующих снижению негативных проявлений адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Автор: Зозуля Л.Н. - воспитатель
Продолжительность проекта: сентябрь - декабрь 2014 года.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители
Возраст детей: 2-3 года
Проблема: большинство современных семей, зачастую, изолированы от широкого круга общения, и, как следствие, – дети раннего возраста имеют мало опыта социальных контактов, в связи с чем им всё более трудно адаптироваться к условиям ДОУ.
Цель проекта: разработать систему мероприятий для снижения негативных проявлений в период адаптации.
В качестве основных задач проекта были определены:
- Поставить цель и определить задачи проекта, составить план его реализации
- Изучить практический опыт по организации адаптационных мероприятий для детей раннего возраста
- Установить доброжелательные отношения с ребенком
- Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней
- Собрать необходимый материал для осуществления проекта
- Разработать конспекты для проведения мероприятий по теме проекта
- Организовать совместную работу детей и родителей
- Реализовать проект
Основные задачи для родителей:
- Провести беседы с родителями по тематике мероприятий, проводимых с детьми
- Организовать родителей для выполнения творческих заданий с детьми
Форма проведения итогового мероприятия проекта: родительское собрание по итогам проведения мероприятий в рамках проектной деятельности (показ презентации).
Продукты проекта для детей: снижение негативных проявлений адаптации в условиях ДОУ.
Продукты проекта для педагогов: фотографии по теме, подборки различных игр, стихов, песен, разработки конспектов мероприятий.
Продукты деятельности для родителей: совместные поделки с детьми, награды победителей, радость общения.
Ожидаемые результаты по проекту для детей: посещение детского сада с радостью.
Ожидаемые результаты по проекту для педагогов: снижение негативных проявлений адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ,
овладение детьми новыми знаниями.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей: снижение негативных проявлений адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Необходимым ресурсным обеспечением проекта является:
- информационные ресурсы (специальная литература по изучению практического опыта по адаптации детей в детском саду).
- наглядные ресурсы (фотографии, картины, игрушки)
- материальные ресурсы (дидактические и развивающие игры, оборудование для рисования и лепки, игрушки, спортивный инвентарь, строительный материал).
Формы и методы реализации проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов: подготовительный,
деятельностный (этап непосредственной реализации) и завершающий (результат).
На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, изучался практический опыт по организации адаптационных мероприятий для детей раннего возраста, разработаны конспекты, сценарии бесед, составлен план реализации проекта. Также проводилась подготовительная работа с родителями воспитанников.
Деятельностный этап предусматривал непосредственную реализацию проекта - проведение различных мероприятий.
На этом этапе родители и дети были ознакомлены с распорядком дня ДОУ, с требованиями внутреннего распорядка, проведена экскурсия по помещению групповой комнаты, а также по детской площадке для прогулок с детьми.
Далее детям предлагалось знакомство с различными предметами (кукла, мишка, самолет, собачка и т.д.), составление их описания в форме беседы, рисунок или лепка по данной теме и подвижная игра. В процессе этой деятельности дети подробно знакомились с каждым предметом, запоминали строчки из различных стихов по теме и просто учились общаться друг с другом.
В рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры:
Дидактические
Сюжетно-ролевые: «Знакомство с куклой Таней», «Пес Бобик собирается в детский сад», «Мы летим на самолете», «Зайка пришел за морковкой», «Зверята в детском саду»
Подвижные игры: «Мой веселый, звонкий мяч», «Самолетики», «Ручеек», «Дети и Собачка».
Речевые игры
«Закончи строчку стихотворения»
«Назови ласково»
Детям с родителями были предложены творческие задания: пошив волшебного фартука, участие в кукольных спектаклях, участие в оформлении уголков врача и уголка любимой игрушки, чтение любимой сказки одной из мам, изготовление поделок на конкурс вместе с детьми «Осенние фантазии», конкурс «Новогодняя игрушка».
На завершающем этапе было проведено родительское собрание, где показан фотоматериал по проекту и рассказано о достижениях каждого воспитанника.
Завершена подборка консультаций по адаптации детей в ДОУ. Оформлен стенд «Наше солнышко».
За время реализации проекта в ДОУ родители принимали в нем активное участие: обеспечивали систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, устанавливают положительное взаимодействие между участниками группы.
Системная паутинка по проекту
Познавательная деятельность | Чтение художественной литературы |
Дидактические игры: «Подбери колеса к машине», «Закрась мячик разными цветами», «Отгадай, что в руке?», «Что за зверь?» Беседы: о кукле Тане, о собачке, наш самолет, моя машина, как я делал поделку с мамой | Чтение стихотворений и потешек: «Мячик», «Самолет построим сами..», «Гуси-гуси…», «Мой веселый звонкий мяч», «Кот и машина» |
Коммуникация | Социализация |
«Волшебный фартук» Театр кукол; моя любимая игрушка Речевые игры: «Закончи строчку стихотворения» «Назови ласково» | Целевые прогулки: Знакомство с территорией детского сада, какие деревья растут вокруг, наша елочка, наблюдение за птицами, осенние приметы. Сюжетно-ролевые игры: «Знакомство с куклой Таней», «Пес Бобик собирается в детский сад», «Мы летим на самолете», «Зайка пришел за морковкой», «Зверята в детском саду» |
Здоровье | Физическая культура |
Беседа для родителей: адаптация детей в ДОУ; соблюдение режима дня как один из компонентов укрепления здоровья ребенка; Моя любимая игрушка. | Подвижные игры: «Мой веселый, звонкий мяч», «Самолетики», «Ручеек», «Дети и Собачка», |
Труд | Безопасность |
Привлечение родителей к созданию различных атрибутов для игр и занятий в группе (волшебный фартук, тряпичные куклы, уголка врача, уголок любимой игрушки и т.д.) Изготовление поделок для конкурсов совместно с родителями | Основные правила поведения в групповой комнате, правила пользования карандашом, кисточкой, клеем, а также как работать с пластилином. |
Художественное творчество | Музыка |
Рисование мячика по контуру Аппликация машины Лепка «Морковка для зайчика» | «Вот наш Бобик славный пес…» «Паровозик» «Карусель» |
Режимные моменты | |
Индивидуальные беседы с детьми, пальчиковые игры, рассматривание фотографий и иллюстраций по теме проекта. |
Ход проекта:
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Младший возраст – интересен, неповторим. Это самый важный период в жизни малыша. Из маленького и беспомощного младенца ребенок на глазах превращается в говорящего, активного и думающего человека. У него развивается мышление и память, расширяется словарный запас. И во всем этом развитии ему должны помочь взрослые: воспитатели и родители.
В соответствии с ФГОС ДОУ современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего развития. Система воспитания детей должна быть ориентирована в первую очередь на личные, индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
В первый же день мы начинаем знакомство с группой, т.к. малыши должны хорошо ориентироваться в новом для них помещении. Самое трудное в этот момент расставание с мамой. Здесь целесообразно провести игру «Волшебный фартук». Большинство детей увлекаются новыми предметами. Далее мы проводим прогулку по группе, рассказ о каждом её уголке, о предметах, которые там находятся. Во время экскурсии мы ближе знакомимся с каждым воспитанником, узнаем какое место в групповой комнате ему по душе. Так проходит первое занятие.
Далее мы начинаем знакомство с различными предметами в группе, сочетая при этом различные формы работы.
Первые дни общения очень важны. От первых впечатлений ребенка зависит его дальнейшее отношение к посещению детского сада. Важно ежедневно вносить что-то новое, чтобы каждый день ребенок заходил в группу с новыми впечатлениями. Использование кукольного театра, героев которого помогают оживить и озвучить родители очень помогает в этом.
Формы работы с детьми
- лепка
- чтение литературы
- конструирование
- игровые ситуации
- ознакомление с окружающей средой
- рисование
- подвижные игры
- дидактические игры
- элементы сенсорики
-физкультура
Тема 2 «Знакомство с куклой Таней»
Мы знакомимся с куклой. Воспитатель рассказывает о ней, описывает её платье, прическу, улыбку, называет её по имени. Далее чтение стихотворения «Мячик» с повторением детьми отдельных слов, с показом иллюстраций:
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Беседа о кукле и мячике:
-почему Таня плачет?
-Где мячик?
-Почему мячик упал?
-Мячик может утонуть?
Давайте подарим кукле новый мячик:
Рисование по теме «Мячик» (раскрашиваем заранее подготовленные контуры мяча разными карандашами)
Тема 3 «Знакомство с машиной»
Беседа о машине:
Кто любит играть с машиной?
Красивая у нас машина?
Где у машины колеса, кабина, кузов, руль? (уточнить цвета)
Давайте все вместе сложим из заготовок на ваших листочках машину
Аппликация машины
Теперь когда наши машины готовы давайте покатаем котика
Игры с машинами и чтение стихотворения:
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Тема 4 «Знакомство с собачкой Бобиком»
Беседа о собачке:
- Кто это?
- Как зовут собачку?
- Где у собачки ушки, носик, хвостик?
- Как она говорит?
- Какого цвета собачка?
На музыкальном занятие разучиваем песенку про собачку: «Вот наш Бобик славный пес…»
Просматриваем иллюстрации с изображением собачек описываем их.
Игра «Дети и собачка»
Тема 5 «Знакомство с овощами»
Беседа по плакату «Овощи».
Белочка хочет собрать овощи в корзинку, но не знает как они называются. Давайте ей поможем. Называем поочередно овощи.
А вот к нам в гости пришел зайчик, чем мы его будем угощать?
Лепка «Морковка для зайчика»
Подвижная игра «Зайчики»
Тема 6 «Знакомство с игрушкой самолет»
Беседа о самолете
- Смотрите сколько у нас самолетов.
- Где у самолета крылья, хвост, кабина для пилота (объяснение слова)?
- Какого цвета наш самолет?
- Мы любим играть в Самолеты?
Подвижная игра «Самолеты», чтение стихотворения
Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Тема 7 «Дети и родители».
За время реализации проекта в ДОУ родители принимали в нем активное участие: обеспечивали систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности (пошив волшебного фартука, участие в кукольных спектаклях, участие в оформлении уголков врача и уголка любимой игрушки, чтение любимой сказки), устанавливают положительное взаимодействие между участниками группы.
Также для родителей и детей проводились конкурсы. На каждый конкурс было представлено около 20 поделок. Каждая поделка рассматривалась с детьми, придумывались необычные названия. Автор поделки рассказывал с помощью воспитателя о том, чем он помогал маме, папе, когда делали поделку.
Конкурс «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка»
Дети и родители получили памятные грамоты от администрации детского сада.
Наши награды: грамоты детей в различных номинациях конкурса.
На завершающем этапе проведено родительское собрание с показом фотоматериалов проекта и рассказано о достижениях каждого воспитанника.
(Презентация по проекту).
Завершена подборка консультаций по адаптации детей в ДОУ. Оформлен стенд «Наше солнышко».
Итогом работы над проектом можно считать выполнение одной из основных задач в группе раннего возраста – это посещение детского сада с радостью и с желанием каждый день узнавать что-то новое. Созданы благоприятные условия для внутреннего комфорта и внешней адекватности поведения ребенка; установление доброжелательных отношений с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...
Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».
Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....
Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...