Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС.
статья
Статья о том как правильно создавть проекты в разных формах ОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_leyatelnost_statya.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, образование.
Все ученические проекты можно условно разделить на два основных типа с точки зрения необходимых исследовательских навыков. Первый тип — это персонализированные проекты, в которых учащихся рассказывают о себе. Эти проекты не требуют особых исследовательских навыков, так как учащийся пишет о том, что он хорошо знает. Эти проекты, как правило, сопровождаются личными фотографиями, поэтому основная задача учащихся сводится к грамотно и правильно оформленной подаче материала. Второй условный тип – это исследовательские проекты. И здесь встает вопрос о том, где и как искать информацию.
Проект осуществляется по определенной схеме :
1. Подготовка к проекту.
На данном этапе необходимо выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
На первом этапе преподаватель разрабатывает план проектной работы и продумывает систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. На уроках тщательно отрабатываются грамматические упражнения такие как “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Назови отрицательный вариант данного предложения”,
“Уточни информацию…”, “Переведи предложения с русского на английский”, “Продолжи предложение” и т.д.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим, проводится поэтапная работа над проектом. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. На этом этапе преподавателем продумываются адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроке отводится 10–15 минут, чтобы потрудиться над проектом.
Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Представители группы, работавшей над проектом, знакомят класс с содержанием проекта. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д. (Демонстрирую групповые проекты, а затем парные, индивидуальные). Главное для учителя – доброжелательное отношение к труду своих учеников, ведь это очень важное условие дальнейшей творческой работы, средств воспитания уверенности в себе.
По окончании презентации ученики задают вопросы на иностранном языке докладчику, анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения, оценивают проект. Таким образом, у учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания. Очень важно, что дети видят положительный опыт процесса презентации.
5. Контроль.
Оценка проектной работы – непростое дело. Иностранный язык — это только составная часть всего проекта. Неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя.
Последовательность работы над проектом
Этап работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта. Подбор участников проекта. | Обсуждают тему и цели проекта | Помогает в определении цели и задач проекта. Наблюдает за работой учащихся. |
2. Планирование | 1.Определение источников необходимой информации; 2.Определение способов сбора и анализа информации; 3.Определение способа представления результатов проекта; 4.Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др. 2.Выбор оптимального варианта хода проекта 3.Поэтапоное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. Выводы | Анализ полученной информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Представление (защита проекта) | Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта и | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе. | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли участника. При необходимости |
Значение проектной технологии на уроках иностранного языка огромно. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Основные преимущества проектной деятельности в школе:
- Учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;
- Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);
- Дети всегда активны и становятся заинтересованы в углубленном изучении предмета;
- Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;
- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;
- Проект помогает сплачивать детей;
- Развитие творческого потенциала детей;
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Расширение знаний по предмету;
- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельнос...
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО
Для педагогов и родителей...
Презентация " Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Лэпбук ка средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО"...
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.Лэпбук – достаточно новое явление современной действительности и представляет собой тематическую папку, ...
Консультация для воспитателей "Лепбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС"
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». В условиях реализации нового федерального государственного образоват...
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»
В лэпбуке собирается материал по опредленной теме....
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»материалы Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» номинация «Реализуем ФГОС»
Лэпбук-это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности ребенка и взрослого.Нами был создан лэпбук &q...