"Реализация познавательного развития воспитанников ДОУ в условиях ФГОС"
статья
"Реализация познавательного развития воспитанников ДОУ в условиях ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
"Реализация познавательного развития воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО"
Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.
Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.
Одним из приоритетных направлений в работе детского сада «Колокольчик» является познавательное развитие, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель работы нашего педагогического коллектива : « Создание модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление её здоровья, воспитание культуры природолюбия»
Одной из ключевых задач в работе является создание условий, способствующих самореализации ребёнка в разных видах деятельности, выявление талантливых и одарённых детей.
Решающую роль в развитии познавательных способностей играет РППС.
Мы , как педагоги при организации развивающей предметно-пространственной среды применяем накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей.
Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для формирования элементарных математических представлений в группах оформлены « Математические центры», в содержание которых входит наличие наглядного, счётного материала, различные дидактические игры, головоломки, картотеки математических задач, загадок, т.д. В феврале 2019года прошёл внутрисадовский смотр-конкурс «Лучший центр занимательной математики». Проводя его мы решали ряд задач:
- Пополнить материально-техническую базу групп по познавательном развитию;
- объединить художественные интересы и активный творческий потенциал педагогов разных групп;
- выявить лучший опыт в оформлении математических уголков .
Ребёнок-дошкольник-неутомимый исследователь, который хочет всё знать , во всём разобраться.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней, старшей, подготовительной группах создали «Центры науки и естествознания» (Центры художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. В экспериментальном центре дети под руководством взрослого проводят элементарные опыты: сравнивают особенности природных ископаемых(глины, песка, соли), исследуют степень загрязнения водоёмов Родинского района, узнают, как из зерна получается мука и т.д. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в центре. Результатом педагогической деятельности является положительная динамика развития интереса детей к поисковой исследовательской деятельности. Так, в начале работы предпочтение исследовательской деятельности отдают лишь 5 детей из 20, что составляет 25 % от общего количества детей. С организацией центра и проведением ряда мероприятий - 13 детей (65 %). Для достижения намеченной цели педагогами разработана система познавательных задач.
В средней, старшей и подготовительных группах, оформлены «Центры краеведения». Краеведческий материал, который мы используем в рамках экологического образования, несомненно, обладает полифункциональностью, носит одновременно и исследовательский, и прикладной, и воспитательный характер. Знакомясь с темой «Воды», дети узнают о водных ресурсах Родинского района. Кроме того, они получают сведения и проверяют на практике и во время экскурсий как загрязнена вода. Знакомясь с темой «Зелёное золото Алтая» дети узнают о зерновых культурах, которые произрастают в Родинском районе, знают, что хлеб -всему голова, сколько труда люди вкладывают на полях, прежде чем горячая булочка попадёт на стол. Альбомы, буклеты, иллюстрирующие экосистему района, обогащают впечатления детей о сезонных изменениях в природе родного края. Отправляясь на экскурсии, дети обязательно собирают гербарий растений. Мы считаем, что именно краеведческое образование даёт возможность раскрыть ребёнку значение природы как части культуры, как универсальной ценности , поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете, по имени Земля вообще к ближайшей окружающей среде, в частности , к явлениям духовной культуры- сказкам, песням, народным играм, обычаям, традициям.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка. Огромную роль в познании предметного мира стало организация «Мини-музеев» различной тематики в группах.
На территории детского сада есть цветники. Для повышение качества воспитательно-образовательного процесса и популяризации детского экспериментирования в детском саду функционирует Эко - огород «У бабушки Лукерьи». Огород привлекает к участию в экспериментальной деятельности родителей и воспитанников разных групп. Оказывая посильную помощь взрослым, дети наблюдают за ростом и развитием растений, делают выводы, приобретают трудовые навыки. Рассаду выращиваем с детьми на окнах. Удобно проводить циклические наблюдения. С удовольствием наши воспитанники принимают участие в уборке урожая.
На территории ДОУ работает учебная площадка «Метеостанция». Создание метеостанции открывает возможность наблюдать за погодой в любое время года, получать наиболее объёмные знания: как дует ветер, сколько выпало снега, какие осадки и т.д. Неоценимый вклад в экологическое образование вносит создание на территории развивающей площадки «Птичья столовая». Ежегодно в детском саду проводится акция «Поможем птицам». Дети вместе с родителями изготавливают кормушки, приносят корм, чтобы поддержать наших пернатых друзей.
. Использование совремнных образовательных технологий
Одним из инновационных направлений в деятельности дошкольного учреждения является опытно-экспериментальная деятельность.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества вошла прочно в педагогический процесс нашего детского сада. Воспитанники детского сада ежегодно становятся победителями и призёрами окружных конкурсов конкурса исследовательских работ: «Юный Знайка», «Учёный малыш». Ежегодно мы представляем работы в Краевом этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь».
В копилке детского сада восемь лауреатов конкурса. Если мы хотим, чтобы наши дети были инициативными, активными, творческим – нужно обязательно принимать участие в проектной деятельности. В 2016 году в первые наши педагоги Колоскова Е.Б., Комисар Л.М, вместе с детьми Борзуновой Ангелиной, Ситник Матвеем, приняли участие в краевом открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Первые открытия», стали победителями конкурса. В 2017 году воспитанница Ситник Ирины Васильевны Зубкова Катя заняла второе место в краевом конкурсе «Я-исследователь», в 2019году Поляйкина Кира стала победителем в окружной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
При создании условий для развития познавательной активности многое зависит от личности, профессионализма педагога, развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.Педагоги детского сада «Колокольчик» активные и творческие. В современных условиях нам необходимы новые современные образовательные технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, формирование у обучающихся ключевых компетенций, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, и познания. Внедрение метода лэпбук помогает нам решить проблему формирования не только умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию в обществе. Вашему вниманию мы представляем выставку лепбуков.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад активно взаимодействует с социальными объектами села. С сотрудниками районной библиотеки разработан план мероприятий по реализации регионального компонента. С 2019 года мы начали активно сотрудничать с юнормайским отрядом «Юность» СОШ № 2. Вместе сруководителем отряда и ребятами мы разработали перспективный план мероприятий , способстующих познавательному развитию наших воспитанников.
В завершении своего выступления ,хотелось бы отметить, что для эффективного развития познавательной активности дошкольников важно умение видеть и ценить в каждом ребёнке единственную, неповторимую и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Данная презентация представляет теоритечиский материал по теме "Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО", а имеено раздел "Формирование элементарных математических представл...
Речевое развитие воспитанников в условиях ФГОС ДО
Данная публикация освещает основные пути формирования и развития речи в ДОУ...
Реализация познавательного развития воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и ...
Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС
Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС» На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольног...
Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС
познавательное развитие дошкольников...
Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ.
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается органи...