Реализация познавательного развития воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Основой познания в дошкольном возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Реализация познавательного развития воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования". 

Когда будет срублено последнее дерево,

когда будет отравлена последняя река,

когда будет поймана последняя птица,

— только тогда он (человек) поймёт,

что деньги нельзя есть…

М. Булгаков

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (отдельным ее компонентам) — мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Основой познания в дошкольном возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.

В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно- тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным. 

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Сроки

Мероприятия

Январь

Создание творческой группы, обсуждение  проекта

февраль

Экологическая акция «Поможем пернатым» - «Зимующие птицы»

 Операция «Кормушка».

Составление фотоальбомов , экологических паспортов «Зимующие птицы рядом с нами»,

март

Экологическая акция  «Встречай с любовью птичьи стаи».

 Операция «Скворечник»

Составление фотоальбомов , экологических паспортов «Перелётные птицы»,

Разработка и участие в деловой игре «Встречай с любовью птичьи стаи»

Разработка и участие в марше дети и родители животным. Помощь обитателям приютов для животных

 апрель

Экологическая акция «Берегите первоцветы» 

Круглый стол «Охраняемые растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Организация игровой деятельности «Красная книга»

Экологическая акция «Умный взгляд на мусор» 

в рамках месячника по благоустройству территории. Конкурс экологических плакатов по темам: «Чистая планета», «Нет мусору в родном районе!».

май

Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад»

Экологическая акция «Берегиня»

нерациональное использование воды детьми и взрослыми.

июнь

Экологическая акция «Возвращённый лес»

Проведение игры по станциям «На лесных тропинках»

сентябрь

Осенний фестиваль букетов

Проведение мероприятия «Экологическая тропинка»

Экологическая акция «Круг жизни»

октябрь

Операция «Чистая  площадка» в рамках месячника по уборке территории

Интеллектуально-творческий конкурс

«В мире экосказок»

ноябрь

Экологический вебинар  «Зелёная планета»

декабрь

 «В защиту леса» Экологическая акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

Цель этой акции: подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины

Содержание работы с семьями воспитанников 

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию экологических представлений  воспитанников.

Месяц

Формы работы

Цель

Февраль

Акция «Птичья столовая».

Изготовление кормушек.

Привлечение внимания к проблемам выживания птиц, оставшихся на зимовку.

Март

Экологическая акция «Встречай с любовью  

птичьи стаи».

Совместное творчество по изготовлению модели: «Птицы нашего двора», изготовление скворечников

Привлечение внимания общественности к проблемам охраны птиц и окружающей среды.

Апрель

Экологическая акция «Берегите первоцветы»

 Фотовыставка семейных фотографий «Природа и мы»

Буклет «А знаете ли вы, что…» (как долго разлагается пластик…)

Привлечение внимания родителей к проблеме загрязнения окружающей среды. Повышение экологической грамотности родителей.

Май

 Экологическая акция «Берегиня»

Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад» 

активизировать деятельность родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории

Привлечение внимания общественности к проблемам  окружающей среды.

Июнь

Экологическая акция «Возвращённый лес»

Привлечение родителей к проведению игр по станциям «На лесных тропинках»

Выявление экологической компетентности родителей.

Май

Размещение информации для родителей на сайте организации.

Обеспечение открытости и доступности информации по ознакомлению дошкольников с миром природы.

Сентябрь

Анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии»

Выявление экологической компетентности родителей.

Октябрь

Праздник осени

Выставка «Осенний букет» (совместное творчество педагогов, родителей и детей)

Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

Ноябрь

Консультация «Роль моделирования в формировании экологических представлений ребенка дошкольного возраста средствами моделирования»

Просвещение родителей, вовлечение в реализацию задач экологического содержания.

         

    

Белова Ольга Николаевна  старший воспитатель ГБДОУ детский сад №37


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель: Белова Ольга Николаевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга "Реализация познавательного развития воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования". Проект экологического воспитания дошкольников «Природа – наш друг» для детей 3-7 лет на 2017 год Срок реализации: 1 год

Слайд 2

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Основой познания в дошкольном возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний. Значимые характеристики

Слайд 3

Экологические акции, как форма работы с детьми Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов: Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают. Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге. Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло голыми руками. Разумность. Если акция связана с уборкой, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить. Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь. Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Слайд 4

Образовательная область «Физическое развитие» Содержание Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через понимание взаимосвязи отношений «человек-природа». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Содержание Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. Образовательная область «Речевое развитие» Содержание Формирование целостной картины мира природы через чтение художественных произведений. “Художественно-эстетическое развитие” Содержание Использование музыкальных произведений, средств изобразительной деятельности для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). Содержание и средства реализации образовательных областей

Слайд 5

Сроки Мероприятия Январь Создание творческой группы, обсуждение проекта февраль Экологическая акция «Поможем пернатым» - «Зимующие птицы» Операция «Кормушка». Составление фотоальбомов , экологических паспортов «Зимующие птицы рядом с нами», март Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи». Операция «Скворечник» Составление фотоальбомов , экологических паспортов «Перелётные птицы», Разработка и участие в деловой игре « Встречай с любовью птичьи стаи » Разработка и участие в марше дети и родители животным. Помощь обитателям приютов для животных апрель Экологическая акция «Берегите первоцветы» Круглый стол «Охраняемые растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Организация игровой деятельности «Красная книга» Экологическая акция «Умный взгляд на мусор» в рамках месячника по благоустройству территории. Конкурс экологических плакатов по темам: «Чистая планета», «Нет мусору в родном районе!».

Слайд 6

май Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад» Экологическая акция «Берегиня» нерациональное использование воды детьми и взрослыми. июнь Экологическая акция «Возвращённый лес» Проведение игры по станциям «На лесных тропинках» сентябрь Осенний фестиваль букетов Проведение мероприятия «Экологическая тропинка» Экологическая акция «Кошкин дом» октябрь Операция «Чистая площадка» в рамках месячника по уборке территории Интеллектуально-творческий конкурс «В мире экосказок » ноябрь Экологический вебинар «Зелёная планета» декабрь «В защиту леса» Экологическая акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» Цель этой акции : подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины

Слайд 7

Содержание работы с семьями воспитанников Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию экологических представлений воспитанников. Месяц Формы работы Цель Февраль Акция «Птичья столовая». Изготовление кормушек. Привлечение внимания к проблемам выживания птиц, оставшихся на зимовку. Март Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи». Совместное творчество по изготовлению модели: «Птицы нашего двора», изготовление скворечников Привлечение внимания общественности к проблемам охраны птиц и окружающей среды. Апрель Экологическая акция «Берегите первоцветы» Фотовыставка семейных фотографий «Природа и мы» Буклет «А знаете ли вы, что…» (как долго разлагается пластик…) Привлечение внимания родителей к проблеме загрязнения окружающей среды. Повышение экологической грамотности родителей. Май Экологическая акция « Берегиня » Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад» активизировать деятельность родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории Привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды.

Слайд 8

Июнь Экологическая акция «Возвращённый лес» Привлечение родителей к проведению игр по станциям «На лесных тропинках» Выявление экологической компетентности родителей. Май Размещение информации для родителей на сайте организации. Обеспечение открытости и доступности информации по ознакомлению дошкольников с миром природы. Сентябрь Анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии» Выявление экологической компетентности родителей. Октябрь Праздник осени Выставка «Осенний букет» (совместное творчество педагогов, родителей и детей) Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. ноябрь Консультация «Роль моделирования в формировании экологических представлений ребенка дошкольного возраста средствами моделирования» Просвещение родителей, вовлечение в реализацию задач экологического содержания.

Слайд 9

ФЕВРАЛЬ Экологическая акция «Поможем пернатым» - «Зимующие птицы» Операция «Кормушка». Для проведения этой акции был выбран февраль. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, а холода и снегопады не торопятся отступать, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым друзьям должны прийти люди. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц , в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого, как пластиковые бутылки упаковки из-под новогодних подарков , тортов. А некоторые родители, по-видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки. Кстати, и до проведения акции, птички были дружны с воспитанниками . Ведь подкармливать птиц, мы начинаем с октября.

Слайд 10

МАРТ Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи». Операция «Скворечник» Весна-пора когда оживает природа, расцветают деревья, возвращаются перелётные птицы. Именно в этот период мы решили обобщить и систематизировать знания старших дошкольников о перелетных птицах, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы. , привлечь родителей к жизни детей в детском саду, изготовить скворечники для птиц

Слайд 11

Дети старшего дошкольного возраста приняли участие в викторине «Встречай с любовью птичьи стаи»

Слайд 12

АПРЕЛЬ Экологическая акция «Берегите первоцветы» Акция «Берегите первоцветы» была организована в начале весны. Чтобы выяснить, что знают родители о первоцветах, любят ли собирать букеты, поощряют ли в этом увлечении своих детей, знают ли последствия массового сбора цветов , мы провели анкетирование («Первоцветы рядом с нами»). А затем составили план акции. -Оформили стенд «Первоцветы – вестники весны», который заставил другими глазами посмотреть на проблему охраны первоцветов. -Разработали маршрут выходного дня с целью знакомства с первоцветами леса (ветреница, ландыш, печёночница) и бережного к ним отношения. -Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков и поделок .

Слайд 13

АПРЕЛЬ Экологическая акция «Умный взгляд на мусор» Чтобы попытаться решить «мусорную проблему» года мы провели экологическую акцию «Умный взгляд на мусор» . В рамках этой акции был разработан проект «Что делать с мусором?». Участниками проекта стали дети старшей и подготовительной групп. Выставка «Мусорное рукоделие » (поделки из бросового материала» Конкурс экологических плакатов по темам: «Чистая планета», «Нет мусору!». Конкурс среди детей старшей и подготовительной групп «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети» Были выпущены буклеты для родителей «А знаете ли вы, что…» (как долго разлагается пластик…), проведён месячник по уборке территории

Слайд 18

Фон Загнутый уголок Тройной уголок Рисунок Рисунок1 Информационные источники Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...