Доклад «Детское проектирование и экспериментирование как основа системно-деятельностного подхода к образованию»
материал

Щербинина Елена Анатольевна

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность детей. Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское проектирование и экспериментирование как основа системно-деятельностного подхода к образованию»

Знание только тогда знание,                                                                              когда оно приобретено усилием                                                                               мысли, а не памятью.
                                                                                              Л. Н. Толстой

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Итак, золотые правила системно- деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «над», а «рядом»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Рассказать о реализации системно - деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проведенного мною одного из исследовательских индивидуальных проектов «Почему мед не всегда полезен?». Изучая тему «Продуты», рассуждая о полезности продуктов, у детей особое внимание вызвал мед, а именно у одного из детей возник вопрос: «Почему мед не всегда помогает при простудных заболеваниях?» Сначала дети выдвигали разные гипотезы: вспомнив мультфильм про Винни-пуха предположили, что мед принесли «неправильные пчелы», мед, купленный в магазине, не натуральный. Мы решили разобраться в этой проблеме, и, таким образом, возник краткосрочный исследовательский проект «Почему мед не всегда полезен?», целью которого было выяснить, с помощью опытов, натуральный или с добавками мед продается в магазине. Поддержать интерес детей к исследовательской деятельности, создавая необходимые для этого условия. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о меде: о его пользе и с помощью каких опытов можно определить натуральность меда. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематизировав информацию, мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать мед. Сначала мы его изучали по органолептическим качествам (цвет, вкус, запах) - все эти показатели соответствовали норме. Далее мы приступили к опытно-экспериментальной части проекта. Из множества опытов на проверку некачественного меда, предложенных детьми, мы выбрали и провели самые интересные и доступные. Опыт1: Наклоняли ложку с медом и давали стекать - натуральный мед должен течь струйкой, а у нас еле капал. Мы дальше продолжили проверять мед. Опыт2: Мы растворяли мед в теплой воде. Мед натуральный должен растворяться в воде без осадка, а у нас появился осадок. В опыте 3 мы добавили в мед каплю йода – мед посинел, а натуральный не синеет. В результате дети сделали вывод, что наш мед с добавками, и доказали это опытным путем. Также дети рассуждали, что такой мед и не полезен и поэтому не помогает при простудных заболеваниях. Теперь они умеют проверять мед на наличие добавок. Также рассуждали, чем могли разбавить мед, чтобы было незаметно - предположили, что сахаром и мелом. На заключительном этапе проекта мы с детьми подготовили презентацию.

При работе над проектом «Водные обитатели», нашей задачей стало сделать эту тему максимально интересной, познавательной, значимой, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, и решить задачу развития коммуникативной компетентности у детей. Проект проходил через все виды деятельности. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о водных обитателях. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематизировав информацию, мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать водных обитателей.

Во время организованной образовательной деятельности мы знакомили детей с представителями подводного мира через знакомство с научной и художественной литературой: читали сказки, рассказы о морских путешествиях, рассматривали иллюстрации, фотографии, журналы; проводили наблюдения за аквариумными рыбками дома. Составляли небольшие рассказы о морских обитателях и рыбах с помощью мнемотаблицы, которые дети в дальнейшем рассказывали друг другу во время самостоятельной деятельности; просматривали видеофильмы, совместно с родителями проводили викторины, беседы. Использовали разные виды мотивации, чтобы максимально вовлечь детей в обсуждение, беседу, ситуативный разговор, наблюдение. Для игровой деятельности совместно с родителями обновили атрибуты в уголке сюжетно - ролевых игр: штурвал, сети, акваланг, якорь, спасательный круг, бинокли, флаги. Вместе с детьми из различного материала изготовили различных подводных обитателей.

Совместно с детьми и при помощи родителей создали панно «Морские глубины», модель аквариума. Настольные игры тоже были предложены по теме проекта. Все это способствовало сближению интересов родителей и детей, их совместной работе; умению находить общий язык, объяснять, выражать чувства и мысли, слышать партнера, а также чувству удовлетворенности, радости от результатов совместной деятельности.

Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно - деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить опыт работы по организации детского проектирования и экспериментирования в ходе непрерывной, образовательной деятельности.

Слайд Знание только тогда знание,                                                                              когда оно приобретено усилием                                                                               мысли, а не памятью.
                                                                                              Л. Н. Толстой

Слайд Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Слайд Обратите внимание на слайд

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Слайд Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Слайд Рассказать о реализации системно- деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проведенного мною одного из исследовательских индивидуальных проектов «Почему мед не всегда полезен?» Изучая тему «Продуты», рассуждая о полезности продуктов, у детей особое внимание вызвал мед, а именно у одного из детей возник вопрос: «Почему мед не всегда помогает при простудных заболеваниях?» Сначала дети выдвигали разные гипотезы: вспомнив мультфильм про Винни-пуха предположили, что мед принесли «неправильные пчелы», мед, купленный в магазине не натуральный. Мы решили разобраться в этой проблеме и таким образом возник краткосрочный исследовательский проект «Почему мед не всегда полезен?» Целью которого было выяснить, с помощью опытов натуральный или с добавками мед продается в магазине. Поддержать интерес детей к исследовательской деятельности, создавая необходимые для этого условия. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о меде: о его пользе и с помощью каких опытов можно определить натуральность меда. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематизировав информацию мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. Слайд В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать мед. Сначала мы его изучали по органолептическим качествам (цвет, вкус, запах) - все эти показатели соответствовали норме. Далее мы приступили к опытно-экспериментальной части проекта. Из множества опытов на проверку некачественного меда, предложенных детьми, мы выбрали и провели самые интересные и доступные. Опыт1: Наклоняли ложку с медом и давали стекать- натуральный мед должен течь струйкой, а у нас еле капал. Мы дальше продолжили проверять мед. Опыт2: Мы растворяли мед в теплой воде. Мед натуральный должен растворяться в воде без осадка, а у нас появился осадок. В опыте 3 мы добавили в мед каплю йода –мед посинел, а натуральный не синеет. В результате дети сделали вывод, что наш мед с добавками и доказали это опытным путем. Также дети рассуждали, что такой мед и не полезен и поэтому не помогает при простудных заболеваниях. Теперь они умеют проверять мед на наличие добавок. Также рассуждали чем могли разбавить мед, чтобы было не заметно - предположили, что сахаром и мелом. На заключительном этапе проекта мы с детьми подготовили презентацию.

Слайд При работе над проектом «Водные обитатели», нашей задачей стало сделать эту тему максимально интересной, познавательной, значимой, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, и решить задачу развития коммуникативной компетентности у детей. Проект проходил через все виды деятельности. На первом этапе проекта дети получили задание вместе с родителями собрать информацию о водных обитателях. Далее дети делились полученной информацией в группе. Систематизировав информацию мы с детьми приступили ко второму этапу проекта. В непосредственно образовательной деятельности мы стали изучать водных обитателей.

Слайд Во время организованной образовательной деятельности мы знакомили детей с представителями подводного мира через знакомство с научной и художественной литературой: читали сказки, рассказы о морских путешествиях, рассматривали иллюстрации, фотографии, журналы; проводили наблюдения за аквариумными рыбками дома. Слайд Составляли небольшие рассказы о морских обитателях и рыбах с помощью мнемотаблицы, которые дети в дальнейшем рассказывали друг другу во время самостоятельной деятельности; просматривали видеофильмы, совместно с родителями проводили викторины, беседы. Использовали разные виды мотивации, чтобы максимально вовлечь детей в обсуждение, беседу, ситуативный разговор, наблюдение. Для игровой деятельности совместно с родителями обновили атрибуты в уголке сюжетно - ролевых игр: штурвал, сети, акваланг, якорь, спасательный круг, бинокли, флаги. Вместе с детьми из различного материала изготовили различных подводных обитателей.

Совместно с детьми и при помощи родителей создали панно «Морские глубины», модель аквариума. Настольные игры тоже были предложены по теме проекта. Все это способствовало сближению интересов родителей и детей, их совместной работе; умению находить общий язык, объяснять, выражать чувства и мысли, слышать партнера, а также чувству удовлетворенности, радости от результатов совместной деятельности.

Слайд Таким образом, проектная деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....

«Детское проектирование и экспериментирование как основа системно-деятельностного подхода к образованию»

В статье представлен опыт работы по обучающим проектам в дошкольном учредении....

\'\'Организация деятельности детей ПДД на основе системно –деятельностного подхода в старшей группе детского сада\'\'

ull;Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок....

\'\'Организация деятельности детей ПДД на основе системно –деятельностного подхода в старшей группе детского сада\'\'

ull;Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок....