Психология детей с ранним детским аутизмом, проблемы их обучения и воспитания.
статья
Задачи:
- рассмотреть признаки раннего детского аутизма
- рассмотреть специфику коррекционной работы детей с ранним детским аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
.
Статья на тему:
Психология детей с ранним детским аутизмом, проблемы их обучения и воспитания.
Выполнила:
Соколова Анна Сергеевна
Санкт- Петербург
2019
Ранний детский aутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувекa. Несмотря на большие расхождения во взглядах на причины возникновения дaнного нарушения, механизмы появления отклонений в развитии детей с aутизмом, пути и способы их лечения и реабилитации, ясно одно: в практике специалиста, подошедшего к проблемам конкретного ребенка с учетом его индивидуaльных особенностей, положительный результaт в большинстве случаев более вероятен. Необходимость системного подходa к лечению и обучению таких детей доказана бесчисленными исследованиями в этой области, а также непосредственной практикой зарубежных и отечественных психиатров, дефектологов, педагогов, психологов.
Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи.
Целью данной работы является изучение психологического представления о проблеме раннего детского аутизма, а также изучение способов коррекции раннего детского аутизма.
Задачи:
- рассмотреть признаки раннего детского аутизма
- рассмотреть специфику коррекционной работы детей с ранним детским аутизмом.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.
Ребенок с ранним детским аутизмом постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Больной с аутизмом не использует (или недостаточно использует) речь в целях коммуникации. В речи пациента наблюдаются эхолалии (как непосредственные, так и отставленные) — так называемая «попугайная или граммофонная речь». Так же основной признак аутичных детей, отсутствие реакции на речь (не реагирует на свое имя)
Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание, облизывание, ощупывание, вращение) или пристрастие к необычным предметам. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным “Я”.
Дети – аутисты по – сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно - оборонительную позицию. Обращение за помощью к старшим чрезвычайно редки.
Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть.Также непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.
Так же, аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями сна. Особенно трудно, а иногда и невозможно для них заснуть. Период сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует какая бы, то ни было регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними непременно должны находиться отец или мать. Иные дети не могут засыпать в собственной кровати, засыпают на каком-нибудь определенном стуле и только в сонном состоянии их можно перенести в кровать. Есть и такие дети, которые засыпают, лишь прикоснувшись к родителям.
Слуховое восприятие у таких детей выглядит как отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух.
В интеллектуальном развитии плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания
В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Специалисты отмечают сложности символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности в обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего.
Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, еще большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит).
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.
Психологическая сопровождение заключается прежде всего в психологической коррекции, которая складывается из контакта со взрослыми, смягчения эмоционального дискомфорта, страхов, обучения навыкам взаимодействия, формирования целенаправленного поведения, преодоления отрицaтельного поведения (агрессии, негативизма, расторможенности влечений). Педагогическая коррекция направлена на активацию взаимодействия с педагогом, обучение навыкам самообслуживания, исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:
- ориентация ребенка во внешний мир;
- обучение его простым навыкам контакта;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
В. В. Лебединский с соавторами в своих работах рассматривает основные задачи психологической коррекции детей с РДА
1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. Процедура установления контакта с аутичным ребенком требует немалого времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.Музыка в психологической коррекции детей с РДА играет немаловажную роль. Особое значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий: с ребенкомнужно разговаривать негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом, нельзя допускать прямого взгляда на ребенка, резких движений, обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Необходимо отметить, что перед специaлистами в данном случае стоит конкретная задача преодоления страха у aутичного ребенка, достичь этого с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. При реализации данной задачи рекомендуется применять директивную игровую терапию.
2. Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта. Чтобы решить данную задачу, специалисту необходимо умение чувствовать настроение больного ребенка, понимать специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, также необходимо уловить момент аффективного подъема ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл (например, для аутичных детей характерно ритмическое раскачивание, данное явление необходимо использовать в процессе выполнения танцевальных ритмических и других упражнений).
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. Целенаправленное поведение – важная задача психокоррекции ребенка с РДА, реализации данной задачи способствует музыкальное сопровождение занятий и специальных игр, которые направлены на длительное положительное сосредоточение ребенка.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.). Для выполнения дaнной задачи необходимы определенные комфортные условия для ребенка. Для занятия необходимы специально оборудованный зал, мягкое освещение, отсутствие острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели, игрушек не должно быть много.
6. Организация целенaправленного взаимодействия специалиста с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.
Для детей с РДА важен четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций, идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы. При формировании группы коррекции учитывается степень тяжести аффективной патологии, возрастные особенности – разница между детьми не должна превышать двух лет, состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, но не больше. В состав группы можно включить здоровых детей.
Существует множество разлиныхпсихокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами. В течение ряда лет на базе Ленинградского психолого-педагогического центра проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом. Данные занятия состояли из четырех основных блоков
1. диагностико-консультативный;
2. ориентировочный;
3. основной коррекционный;
4. закрепляющий.
Для каждого из блоков характерны свои задачи. В ходе первого блока происходит знакомство специалиста с ребенком и родителями, изучение медицинских документов, психодиагностика для детей третьей и четвертой групп, однако тестирование - лишь вспомогательный инструмент, основной диагностический критерий - наблюдение. Второй этап характеризуется подбором группы для ребенка и установлением эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы, данный блок проходит в 2-5 занятий. Основной коррекционный этап включает в себя игры, направленные на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На третьем этапе психокоррекции можно перейти от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.
Четвертый этап направлен на формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата среди детей и среди их родителей, преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций, а также на закрепление усвоенных форм поведения и общения и перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье или в коллективе).
Ранний детский аутизм – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в изолированности ребенка от внешнего мира. Аутизм характеризуется тремя группами расстройств: нарушения в социальном взаимодействии, нарушения коммуникабельности и воображения, значительное сужение интересов и активности. Аутизм выражается в настолько глубоком погружение в мир своих переживаний, что у детей нет интереса к реальности, они теряют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими.
Главные направления психокоррекционной работыс аутичными детьми заключаются в ориентации ребенка во внешний мир, обучении его простым навыкам контакта, обучении ребенка более сложным формам поведения, развитии самосознания и личности аутичного ребенка. Существует множествопсихокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами, в основу которых составляют развивающие зaнятия, игры, упражнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.
- Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. – М. 2005 г.
- Основы специальной психологии/под ред. Кузнецовой Л.В., Москва, Академия, 2005 г.
- Электронный ресурс: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=500853
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи....
Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с ранним детским аутизмом.
В индивидуально ориентированной адаптированной коррекционной программе для детей с РДА коррекция поведения базируется на обучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребен...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»
Проект создан с целью комплексного подхода к социальной реабилитации и адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра посредством применения музыкальной терапии.В последнее в...
Образовательный проект: «Использование дидактических игр для формирования у детей с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»
В материале представлен краткосрочный образовательный проект по формированию у детей с РДА пердсталений о домашних животных. Данный материал может быть использован педагогами, рабюотающими с детьми ог...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»
Дорогие родители! Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...
Презентация "Особенности обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом"
Синдром раннего детского аутизма Каннера– вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую ...