Педагогический проект Лэпбук
проект

Гусейнова Кристина Игоревна

объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка через использование интерактивной книги - лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_lepbuk.docx218.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект    «Интерактивная книга «Лепбук»»


Паспорт проекта

Наименование  проекта

«Создание и использование интерактивной книги «ЛЭПБУК» в воспитательно-образовательном процессе »

Основания для разработки

- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Разработчик проекта

К.И. Гусейнова

Цели,

задачи проекта

Цель:объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка через использование интерактивной книги - лэпбук.

Задачи:

- создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

- использовать лэпбук в образовательном процессе,  обеспечивать равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка;

- развивать внимание, память, творческое воображение;

-вырабатывать умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения;

-учить ребенкадействовать с объектами, самостоятельно познавать окружающий мир.

Направление проекта

Познавательно-исследовательский, продуктивно-творческий

Сроки и этапы реализации

I этап 08.2017 - 09.2017гг. Подготовительно-проектировочный - диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации.

II этап 09.2017 - 05.2018 гг. Содержательно-деятельностный - апробация и внедрение новшеств и преобразований в образовательныйпроцессгруппы. Начало выполнения Проекта.

III этап 05.2018 г. - 08.2018гг. Рефлексивно-обобщающий - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основные направлениям реализации Проекта.

Ожидаемый

конечный результат реализации проекта

1.Образовательная деятельность в группе построена на индивидуальных особенностях каждого ребенка;

2.Позитивная социализация дошкольников;

3.Развития способностей творческого и познавательно-исследовательского  потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4.Обеспечение 100% воспитанников подготовительной к школе группы качественным образованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

5.Увеличение количества воспитанников подготовительной к школе группы участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, ставших призерами и победителями до 75%.

Система организации и контроль над исполнением проекта

Контроль и мониторинг в рамках проекта осуществляет воспитатели подготовительной к школе группы.

I.Блок целеполагания

Ключевая проектная идея - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка через использование интерактивной книги - лэпбук.

«Под интерактивной книгой лэпбук– мы понимаем универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию»

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.  

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит«наколенная книга» (lap – колени, book - книга).

Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельностиучастников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), частьпредметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества. В любоеудобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяетпройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Согласитесь, что позитивный опыт лучше запоминается и хочется его еще раз повторить.

Лэпбук– сравнительно новое явление. Активно лэпбук используется вдетских садах и начальных школах Америки. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижнымидеталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогаетребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме илучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Этоотличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбукаявляется одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого идетей. А может быть еще и формой представления итогов проекта илитематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собиратьи организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательскойдеятельности.

Актуальность проекта.

Модернизация системы дошкольного образования способствует перестройке деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Актуальность проекта обусловлена несколькими важными аспектами.

Во-первых, в системе дошкольного образования существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Во-вторых, введение ФГОС дошкольного образования влечет разработку новых программ, инновационных форм и технологий работы с детьми. Для того чтобы успешно решать поставленные перед системой дошкольного образования задачи, детский сад должен быть открытой социально - педагогической системой.

В-третьих, реализация проекта имеет большое значение для воспитанников: современная образовательная политика направлена на исполнение международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

В-четвертых, реализация проекта, безусловно, важна для педагога: разработанный ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи, такие как:

  • обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг,
  • расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников,
  • запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы повышения социального качества дошкольного образования.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении  познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами  педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является интерактивная книга - лэпбук.

Цель проекта:Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка через использование интерактивной книги - лэпбук.

Задачи проекта:

- создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

- использовать интерактивную книгу - лэпбук в образовательном процессе,  обеспечивать равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка;

- развивать внимание, память, творческое воображение;

-вырабатывать умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения;

-учить ребенка действовать с объектами, самостоятельно познавать окружающий мир.

Задачи проекта (методическое пространство):

- оптимизация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов за счет использования средств ИКТ и организации интерактивного общения;

- апробирование новых форм сотрудничества;

- повышение профессиональной компетентности участников проекта;

- предоставление условий для обмена опытом работы;

- разработка методических материалов и рекомендаций по темам работы педагогов;

- разработать методический материал и рекомендации по направлениям проектной деятельности.

Построение системы работы с использованием создания интерактивной книги - лэпбукдля детей старшего дошкольного возраста опиралось на следующиепринципы:

1.Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)

2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастнымособенностям и развитию речи;

4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников).

5. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи.

Проект предусматривает «интерактивное взаимодействие» всехучастников образовательных  отношений, вовлечение родителей вобразовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развитиядетей. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок долженпринимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей сребенком и развитие.

Методологическую основу проекта составляют исследования Р.Е.Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П.Бессоновой, К.В. Комаровым, С.Н. Цейтлиным, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др.

II. Содержание проекта

1.Заинтересованные стороны, благополучатели:

  • воспитанники подготовительной к школе группы;
  • родители (законные представители) воспитанников;
  • педагоги подготовительной к школе группы.

2.Ожидаемые продуты – методические материалы: методические разработки (конспекты (технологические карты), мини-проекты), материалы и видеозаписи образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, собранные материалы альбомы, контрольно-измерительные материалы, листы оценки образовательных достижений и т.д. Продукты проектного взаимодействия будут использоваться для проведения семинаров, мастер-классов, практикумов, дискуссий по разрабатываемой проблеме и участие в вебинарах, конференциях, конкурсах.

3.Модель взаимодействия участников проекта (формула совместной деятельности педагога, детей и родителей)

Ожидаемые результаты (количественные и качественные) Реализация проекта позволит достигнуть положительных преобразований каждой категории участников:

воспитанники

родители

(законные представители)

педагоги

-применение полученных знаний и умений в процессе выполнения различных видов деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.);

- результаты в области устной и диалогической речи и другие;

- реализация творческого потенциала воспитанников, развитие коммуникативных навыков, повышение мотивации к изучению своего края, малой и большой Родины;

- формирование информационных компетенций и умений понимать себя, других, взрослых;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие общей и мелкой

моторики, которая является

эффективным средством

социально-эмоционального

развития;

-получение успешного

опыта взаимодействия в

совместной деятельности с

разными участниками

(сверстники, родители);

-поддержка творческой

инициативности.

- приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей;

-развитие и укрепление контактов с МДОУ;

- обогащение внутрисемейных отношений;

- повышение компетентности родителей в вопросах полноценного развития детей;

-включение родителей воспитанников в

педагогический процесс как равноправных партнеров;

- знание родителями перспективы развития своих детей (готовность обучения в школе, успешная социализация, выявление индивидуальных способностей и задатков).

- повышение

профессионального

мастерства педагогов в

процессе решения задач

индивидуализации

образовательной деятельности;

-реализация ФГОС ДО;

- регулярное обновление

предметно-пространственной развивающей среды

группы;

- повышение авторитета

педагогов у родителей;

- повышение качества

образовательной услуги

4.Новизна проекта:

  • через использование интерактивной книги – лэпбук педагоги смогут  объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • при использовании интерактивной книги – лэпбук педагоги смогут создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

5.Ожидаемые внешние эффекты:

  • Предполагается, что реализуемый проект обеспечит наличие внешних эффектов, в частности:
  • успешная социализация воспитанников;
  • развитие и укрепление контактов с МДОУ
  • повышение авторитета педагогов у родителей;

6.Алгоритм реализации проекта:

Первый этап. Подготовительно-ориентировочный(август-сентябрь 2017г.)

Содержание деятельности:

  • Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи.
  • Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи.
  • Выявление организационных условий, возможностей по реализации проектной идеи.
  • Формирование пакета, методической документации по реализации проектной идеи.
  • Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста на 2017-2018 учебный год.
  • Разработка плана для реализации проектной идеи.

Прогнозируемые продукты:

  • Проект и план работы  по его реализации.

Второй этап. Содержательно-деятельностный(сентябрь 2017г. – май 2018г.)

Содержание деятельности:

  • Создание среды и условий для реализации проекта по каждому тематическому направлению.

Третий этап. Рефлексивно-обобщающий (май-август 2018г.)

Содержание деятельности:

  • Анализ реализации проекта ( выявление проблем и оценка изменений).
  • Презентация результатов реализации проекта в рамках институциональных и муниципальных мероприятий.
  • Диссеминация опыта работы по реализации проекта, деятельности в формате ФГОС дошкольного образования:

-участие в конкурсных мероприятиях;

-публикации статей и сборников на муниципальном и региональном, всероссийском, международном уровнях.

Прогнозируемые продукты:

  • Кейс с материалами обобщённого педагогического опыта (методические рекомендации, сборники дидактических материалов и т.п.) по реализации проектной идеи.
  • Другие продукты, которые не были запланированы.

План – график реализации проекта

Iэтап -подготовительно-ориентировочный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повышение

профессиональной

компетентности

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор диагностического материала.

август

Педагогическое просвещение

родителей

Анкетирование родителей по проблеме

развития исследовательской деятельности дошкольников. Консультации  «Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей».

август

Создание условий для

организации работы

Подбор и приобретение необходимого

материала. Изготовление дидактических игр. Подбор и изготовление демонстрационного материала по темам в соответствии с перспективным планом

работы.

сентябрь

Мониторинг стояния проблемы на начальном этапе

Психолого-педагогическое обследование детей.

сентябрь

Систематизация работы с детьми

Разработка перспективного плана, тематики, содержания и конспектов мероприятий на учебный год.

сентябрь

IIэтап - содержательно-деятельностный (основной)

Внедрение системы работы.

Организация и проведение мероприятий с детьми и родителями в рамках мастер-

классов по изготовлению лэпбуков».

в течение года

по перспективному

 плану

Индивидуальная работа с детьми.

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков.

ежедневно в

течение года

Работа с родителями

Организация мастер-классов для родителей. Организация выставок изготовленных лэпбуков.

Привлечение родителей к подбору

демонстрационного и дидактического

материала для создания лэпбука.

ежемесячно

IIIэтап - рефлексивно-обобщающий (заключительный)

Мониторинг проекта.

Психолого-педагогическое обследование

детей. Анкетирование родителей.

Анализ данных и графическое отображение результатов.

май

Представление итогов

Реализуемого проекта.

Совместное мероприятие «Тематическая

выставка лэпбуков» в рамках итогового

мероприятия в МДОУ.

июнь-июль

Определение перспективы проекта.

Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу.

август

7.Оценка результатов проекта и предполагаемые формы их предъявления.

  • Результативность проектной деятельности предполагается контролировать на основе: мониторинга эффективности взаимодействия МДОУ с родителями в процессе реализации образовательных услуг.
  • Форма представления результатов мониторинга: статистический анализ динамики качества образовательной деятельности дошкольников.

Система основных проектных мероприятий с указанием сроков реализации

п/п

Тематика мини-проектов

Образовательные

задачи

Исполнители и соисполнители

Сроки

реализации

Задачи проектной деятельности:

  • развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную);
  • в исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации;
  • поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников;
  • содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера;
  • помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме

1

Лэпбук

«1 сентября.

Первый раз в первый класс»

Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы.Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес. Интерес к школе и к книгам. Расширять и закреплять знание детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.Формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности. Обогащение социального опыта ребенка. Формировать понятия «школьник», «знания». Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели

Сентябрь 2017

2

Лэпбук«Золотая осень»

Расширять знания детей об осени. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить разрешать возникающие противоречия самостоятельно, находить решение поставленной задачи, обосновывать свои выводы, делать умозаключения, развивать внимание, мышление, воображение, творческие способности. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать.Развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках, картинках. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Октябрь 2017

3

Лэпбук «Экология» "

Формировать основы экологической культуры.Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Расширять и обогащать представления детей о жизни диких животных, об их повадках, способности приспосабливаться к сезонным изменениям; формировать экологическое сознание у детей, учить разрешать возникающие противоречия самостоятельно, находить решение поставленной задачи, обосновывать свои выводы, делать умозаключения, развивать внимание, мышление, воображение, творческие способности. Развивать познавательную активность детей, творческие способности и личные качества.

Формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия.Развивать фантазию, воображение, побуждать ребенка жить в мире с собой, с окружающими. Воспитывать интерес к изучению природы, окружающего мира, заботливость, доброту, отзывчивость.

воспитанники, воспитатели

Ноябрь

2017

4

Лэпбук «Зима»

Продолжать знакомить детей с зимой, с зимними видами спорта. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). Расширять знания о безопасном поведении в зимний период времени. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес.  Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики. Формировать представление об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях земли. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Декабрь 2017

5

Новогодний лэпбук "Новый год у ворот»

Познакомить детей с основами праздничной культуры. Формировать эмоционально - положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в различных странах.

воспитанники, воспитатели

Декабрь 2017

6

Лэпбук "Солнечная система

 Закрепление первоначальных элементарных представлений о строении солнечной системы.Дать знания о планетах Солнечной Системы: вращение планет вокруг Солнца, порядок расположения – внутренние планеты и внешние планеты, размеры и вид планет (кольца Сатурна, Марс – красная планета и т.д.).Познакомить с видом нашей планеты из космоса, ввести понятие «голубая планета», познакомить с представлениями о Земле в древности.Формировать познавательный интерес и поисковую деятельность. Дать представление о названиях и символике созвездий. Развивать воображение, память, логическое мышление. Активизировать словарь: астрономия, астроном, созвездие, планета, спутник. Воспитывать эстетическое восприятие мира.

Развивать творческое воображение.

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Январь   2018

7

Лэпбук "Масленица"

Приобщать детей к праздничной культуре русского народа.
Познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости. Воспитывать интерес к культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость и желание принимать участие в праздничных выступлениях. 
Совершенствовать музыкальные и творчески способности детей через разные виды деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах,
музыкально-игровая деятельность, музыкальная театрализация). 

воспитанники, воспитатели

Февраль 2018

8

Лэпбук «Транспорт»

Расширять знание детей о транспорте. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.Продолжать знакомить с дорожными знаками:

-«Дети»;

-«Остановка трамвая»;

-«Остановка автобуса»;

-«Пешеходный переход»;

-«Пункт первой медицинской помощи»;     - «Пункт питания»;

-«Место стоянки»;

-«Въезд запрещен»;

-«Дорожные работы»;

-«Велосипедная дорожка».

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Познакомить с основными правилами безопасного движения на велосипеде, с предписывающим и запрещающим знаками для велосипедистов. Закрепить названия транспортных средств: легковых, грузовых и специального назначения; отрабатывать навыки практического управления велосипедом.

воспитанники, воспитатели

Февраль 2018

9

Лэпбук «Весна»

Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.Развивать творческое воображение и мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели

Март 2018

10

Лэпбук «Математика

вокруг нас: цифры в стихах, пословицах и загадках»

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени в стихах, пословицах и загадках.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.Знакомить с числами второго десятка.Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели

Март 2018

11

Лэпбук « День

космонавтики «Первый полет человека в космос»

Продолжать развивать представления детей о выдающихся людях России:  самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос. Формировать представления об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики; показать разнообразие видов звезд и созвездий.Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Апрель 2018

12

Лэпбук

«Великий День Победы  9 мая"

Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Познакомить детей с памятниками героям ВОВ. Познакомить детей с воинскими наградами дедушек, бабушек, родителей.Для совместной деятельности ребенка и взрослого предусмотрен материал: военные песни, стихи, информационные книжки «Почему 9 Мая День Победы?», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», а также весь другой материал с рассказами, дополнениями, повествованиями взрослого.

воспитанники, воспитатели

Май 2018

13

Лэпбук «Лето»

Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитанники, воспитатели

Июнь 2018

14

Лэпбук "История

математики"

Познакомить детей с историей математики. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

воспитанники, воспитатели

Июль 2018

15

Лэпбук "Мой сад"

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растенияхсада. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.Закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цветы) Ввести новые понятия сад и огород. Развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и сравнение). Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.Расширятьсловарный запас.

воспитанники, воспитатели

Август 2018

16

Лэпбук "Домашняя

метеостанция"

Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека. Познакомить с профессией метеоролога. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде). Познакомить детей с приборами – помощниками:

- термометром;

- дождемером;

- флюгером;

- барометром;

- снегомером;

- флюгер;

- дождемер (осадкомер);

- ветряной рукав;

- термометр;

- компас.

Формировать представления о четырех частях света. Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой. Расширить знания о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширятьсловарный запас.

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Август 2018

        Мониторинг освоения познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой деятельности через создание и использование интерактивной книги «ЛЭПБУК»

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);
  • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
  • Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
  • Рассказы детей;
  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи,
  • Портфолио, или «Папки достижений»
  • Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
  • Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

  • разные методы сбора информации;
  • различные источники информации;
  • различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

Промежуточные результаты освоения Проекта

Карта освоения познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой деятельности через создание и использование интерактивной книги «ЛЭПБУК»

№ п/п

Программное содержание

5-7 лет

Освоение познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой деятельности через создание и использование интерактивной книги «ЛЭПБУК»

1

Имеет представление о дальнейшем обучении, сформированы элементарные знания о специфике школы.Сформировано представление о профессии учитель и «профессии» ученик, имеет положительное отношение к этим видам деятельности. Развит интерес к школе и к книгам. Расширено  знание детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.

2

Расширены знания об осени. Имеет знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Замечает признаки осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Собирает природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок. Развит интерес к изображению осенних явлений в рисунках, картинках.

3

Сформированы основы экологической культуры. Знаком с правилами поведения на природе. Знаком с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Имеет  представление о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знаком с правилами поведения человека в этих условиях. Сформированы элементарные экологические представления. Сформировано понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

4

Имеет представлениео сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.). Определяет свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки). Расширены знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). Имеет знания о безопасном поведении в зимний период времени. Сформирован первичный исследовательский и познавательный интерес.  

5

Знаком с основами праздничной культуры. Сформировано эмоционально - положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Развита познавательная активность, творческие способности, личные качества, формировано мировоззрение ребёнка,  анализирует, сравнивает, классифицирует, возникающие противоречия разрешать. Знаком с традициями празднования Нового года в различных странах.

6

Закреплены первоначальные элементарные представления о строении солнечной системы. Имеет знания о планетах Солнечной Системы: вращение планет вокруг Солнца, порядок расположения – внутренние планеты и внешние планеты, размеры и вид планет (кольца Сатурна, Марс – красная планета и т.д.).Знаком с видом нашей планеты из космоса. Сформирован познавательный интерес и поисковая деятельность.Имеет представление о названиях и символике созвездий. Развито воображение, память, логическое мышление. Активизирован словарь: астрономия, астроном, созвездие, планета, спутник. Развито творческое воображение.

7

Ребенок приобщен к праздничной культуре русского народа.
Знаком со старинными народными праздничными обрядами. Воспитан интерес к культуре русского народа, эмоционально отзывчив и имеет желание принимать участие в праздничных выступлениях. 

8

Имеет расширенные  знания о транспорте.Сформированы знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знаком с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знаком с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знаком с дорожными знаками:

- «Дети»;

- «Остановка трамвая»;

- «Остановка автобуса»;

- «Пешеходный переход»;

- «Пункт первой медицинской помощи»;    

- «Пункт питания»;

- «Место стоянки»;

- «Въезд запрещен»;

- «Дорожные работы»;

- «Велосипедная дорожка».Сформирована культура поведения на улице и в общественном транспорте

9

Расширено представление о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Знаком с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце). Замечает изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.). Знаком с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п. Развито творческое воображение и мелкая моторика рук.

10

Сформированы элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени в стихах, пословицах и загадках. Знаком со счетом в пределах 20 без операций над числами.Развита познавательная активность, творческие способности, личные качества, сформировано мировоззрение ребёнка, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развито творческое воображение, мелкая моторика рук.

11

Имеет представление о выдающихся людях России:   Юрии Гагарине, женщине-космонавте Валентине Терешковой,Алексее Леонове — первый человек, который вышел в открытый космос. Сформированы представления об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Знаком с историей развития космонавтики.Развиты творческие способности в разных видах деятельности.
Воспитано чувство гордости за свою Родину.

12

Ребенок воспитан в духе патриотизма, испытывает любовь к Родине. Расширены  знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знаком с памятниками героям ВОВ. Знаком с воинскими наградами дедушек, бабушек, родителей.

13

Имеет представление об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга), что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знаком с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Знаком с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитано желание помогать взрослым.

14

Знаком с историей математики. Развита познавательная активность, творческие способности, личные качества, формировано мировоззрение ребёнка, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развито творческое воображение, мелкая моторика рук.

15

Расширено  представление о деревьях, кустарниках, травянистых растениях сада. Знаком со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Закреплены полученные ранее знания (фрукты, овощи, цветы) Имеет новое понятие сад и огород. Развиты мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и сравнение). Развита познавательная активность, творческие способности, личные качества, формировано мировоззрение ребёнка, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать.Развито творческое воображение, мелкая моторика рук.Расширенсловарный запас.

16

Сформированы элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека. Знаком с профессией метеоролога. Сформировано представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде). Знаком приборами – помощниками:

- термометром;

- дождемером;

- флюгером;

- барометром;

- снегомером;

- флюгер;

- дождемер (осадкомер);

- ветряной рукав;

- термометр;

- компас.

Сформированы представления о четырех частях света. Расширены знания о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра. Развита познавательная активность, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать. Развито творческое воображение, мелкая моторика рук. Расширенсловарный запас.

Примечание: отметка о развитии(«+»/ «-»)

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком

Список литературы

  1. Богоявленская Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] /Б. Богоявленская. М., 2010. Т. 1. 106 с.;
  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - Мозаика-Синтез, М – 2010. - 112 с.;
  2. Власова Н.Г. Игры экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. [Текст] / Н.Г. Власова // Информационно - методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С. 24-36.;
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. Методические указания. [Текст] /Л.С. Выготский, Магнитогорск, МГТУ им. Г.И. Носова, 2011, 28 с. (с. 15).;
  4. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры. [Текст] / Р. Гибсон. – М.: «РОСМЭН», 2013. – 425 с.;
  5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Учебно - методическое пособие. / В.А. Деркунская - М.: Центр педагогического образования, 2012

– 144 с.;

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. / [Текст] / О.В. Дыбина - М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. (серия «Вместе с детьми»).;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Текст] / Новосибирс. Сиб. унив. из-во, 2013.;
  3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. [Текст] / А. И. Иванова Управление ДОУ, № 4, 2004. С. 84-92.;
  4. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. [Текст] / О.В. Киреева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №33 (73). Педагогика и психология, теория и методика обучения. – СПб, август 2008. – 244 с.; С. 83-87.;
  5. Крамаренко И.П. К вопросу об использовании исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.П.Крамаренко // Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 535 с. (С.307).;
  6. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. [Текст] / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.;
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] /А.И. Савенков, – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.;
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.;
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. [Текст] /А.И. Савенков, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 80 с.


[Введите текст]Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка «Лэпбук как современное средство обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»

ЛЭПБУК – в дословном переводе с английского «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз посмотре...

Статья на педагогическую тему "Лэпбук по сенсорному развитию для детей раннего возраста"

В статье предоставлен материал по использованию пособия "Лэпбук" в работе с детьми раннего возраста....

Педагогическая находка "Лэпбук как средство формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста"

Статья в сборнике http://docviewer.yandex.ru/view/352567814/?*=bEINbxOFQFebH2NZZk09lXpqEE17InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vbU9yWUN0RU1YL2NLSlR3b1B4a0pMcmhUbmVHSy9Pc1NuMFJjeVNGY2l5cz06L9CY0LLQsNC9...

Педагогический проект "Лэпбук "Что такое хорошо и что такое плохо!"

Для занятий с детьми актуальны лэпбуки по разным темам. Предлагаю педагогический проект по социально-коммуникативному развитию "Что такое хорошо и что такое плохо!"...

Педагогический проект лэпбук в таблице

Педагогический проект лэпбук в таблице...

п 2.4 Педагогический проект «Использование лэпбука, как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического образования- формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в ...