методика А. Савенкова "Карта одарённости"
материал
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ai_savenikova_ekspres_ldiagnostika_karta_odarennosti.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Обшая характеристика
Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Интеллектуальная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
абстрактными понятиями. | |||||||||||||||||||||||||
классификации. | |||||||||||||||||||||||||
причиной и следствием. | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. | |||||||||||||||||||||||||
5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. | |||||||||||||||||||||||||
6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. | |||||||||||||||||||||||||
7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Творческая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. | |||||||||||||||||||||||||
2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. | |||||||||||||||||||||||||
3. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). | |||||||||||||||||||||||||
4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие. | |||||||||||||||||||||||||
5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. | |||||||||||||||||||||||||
6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. | |||||||||||||||||||||||||
7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. | |||||||||||||||||||||||||
8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Академическая (научная) одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету". | |||||||||||||||||||||||||
2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить. | |||||||||||||||||||||||||
3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. | |||||||||||||||||||||||||
4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. | |||||||||||||||||||||||||
5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность. | |||||||||||||||||||||||||
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. | |||||||||||||||||||||||||
7. Умеет делать выводы и обобщения. | |||||||||||||||||||||||||
8. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Художественно-изобразительная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. | |||||||||||||||||||||||||
2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. | |||||||||||||||||||||||||
3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. | |||||||||||||||||||||||||
5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. | |||||||||||||||||||||||||
6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Музыкальная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. | |||||||||||||||||||||||||
3. Хорошо поет. | |||||||||||||||||||||||||
4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. | |||||||||||||||||||||||||
5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | |||||||||||||||||||||||||
6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | |||||||||||||||||||||||||
7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Литературная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. | |||||||||||||||||||||||||
2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. | |||||||||||||||||||||||||
3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | |||||||||||||||||||||||||
4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. | |||||||||||||||||||||||||
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Артистическая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. | |||||||||||||||||||||||||
2. Интересуется актерской игрой. | |||||||||||||||||||||||||
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. | |||||||||||||||||||||||||
4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. | |||||||||||||||||||||||||
5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. | |||||||||||||||||||||||||
6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. | |||||||||||||||||||||||||
8. Любит игры-драматизации. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Техническая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Интересуется механизмами и машинами. | |||||||||||||||||||||||||
2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. | |||||||||||||||||||||||||
3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск", | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. | |||||||||||||||||||||||||
7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). | |||||||||||||||||||||||||
8. Быстро и легко осваивает компьютер. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Лидерская одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Инициативен в общении со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||
2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. | |||||||||||||||||||||||||
3. Легко общается с детьми и взрослыми. | |||||||||||||||||||||||||
4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Часто руководит играми и занятиями других детей. | |||||||||||||||||||||||||
6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. | |||||||||||||||||||||||||
7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Спортивная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. | |||||||||||||||||||||||||
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. | |||||||||||||||||||||||||
3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. | |||||||||||||||||||||||||
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. | |||||||||||||||||||||||||
5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. | |||||||||||||||||||||||||
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. | |||||||||||||||||||||||||
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). | |||||||||||||||||||||||||
8. Физически выносливее сверстников. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в ...
Экспресс- диагностика по методике Савенкова "Карта одарённости"
Экспресс- диагностика по методике Савенкова "Карта одарённости"...
Методика «Карта одарённости» (Савенков А.И.)
Экспресс-диагностика...
Методика оценки общей одарённости
Методика оценки общей одарённости...
Методика «Карта одарённости»
Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, ...
Методики исследования музыкальных способностей одарённых (способных )детей.
Методики исследования музыкальных способностей одарённых (способных) детей....
Банк-картотека методик по выявлению одарённости у детей
Картотека методик...